Так хочется быстрее сдать егэ поступить. ЕГЭ: все, что нужно о нем знать. На какой балл можно рассчитывать, если ничего не знаешь

Егор Зайцев

Егор Зайцев: «Нужно решать, решать и решать задания»

Егор Зайцев. МАОУ ШИЛИ, Калининград. Победитель Олимпиады НТИ по профилю «Автономные транспортные системы» в личном и командном зачете, получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике.

Я не готовился к ЕГЭ нигде, только в и чуть-чуть дома. Правда, я окончил информатико-математический класс. У нас было всего три пары в неделю, на которых нам давали и теорию, и практику, и свободное время. Думаю, что такое грамотное планирование урока очень повлияло на результаты - почти никто из моих одноклассников не получил меньше 80 баллов по информатике.

Мне вообще не было сложно сдавать ЕГЭ.

Я считаю, что получить средние баллы по этому экзамену можно, только если у человека низкая мотивация и ему не повезло с педагогом.

С педагогом мне повезло, а мотивация у меня была высокой с момента победы в Олимпиаде НТИ.

Во-первых, я получил 100 баллов за победу, которые использовал для поступления в СПбПУ, и сегодня стал его студентом. Во-вторых, после первой победы в голове щелкает что-то, и ты стараешься дальше держать высоту. Грубо говоря, второе место после того, как получил первое, уже не очень радует. Но вообще, ЕГЭ - это лотерея, правда, шансы на победу в ней реально увеличить.

Я не знаю другого способа сдать его, кроме как решать, решать и решать задания. Но важно находить время на проектную работу, например, в проектах Кружкового движения. Участвовать в том, что дает практическое понимание современной инженерии и общую логику ее задач. В этом ЕГЭ не помощник.

Тимур Галиев: «Важно готовиться в условиях ограниченности времени»

Тимур Галиев. Лицей «Иннополис», Иннополис. призер Олимпиады НТИ по профилю «Системы связи и дистанционного зондирования Земли», получил 100 баллов на ЕГЭ по математике.

Я считаю, что начинать готовиться к этому экзамену нужно максимум за три месяца до сдачи.

Так у человека включается таймер: «Времени мало, надо работать интенсивно». Подготовка за год, а тем более - за полтора - ничего не даст. Я не готовился к ЕГЭ нигде, кроме как в лицее. У нас очень сильные преподаватели и программа. Не могу сказать, что ЕГЭ отнял у меня что-то важное, ведь интенсивная подготовка началась всего за 90 дней, до этого было очень много интересного, творческого и практического.

Для меня нет ничего удивительного в том, что всего четыре выпускника со всей России в этом году получили 400 баллов по ЕГЭ. С одной стороны, для такого результата нужны идеальные знания, а с другой - просто очень крепкие нервы. Многие ошибки делаются от волнения. Ну и придраться в ЕГЭ можно к мелочам, поэтому, в целом, такой незначительный процент отличников по стране не показатель чего-то ужасного. Хотя все же то, как выпускник сдает этот экзамен, на 70% зависит от него.

Я бы не отменял ЕГЭ. Если включить в школьные экзамены практические задания, которые, безусловно, очень важны в химии, биологии, то сдать их будет на порядок сложнее.

ЕГЭ - это очень усредненная система оценки.

Зубрить может каждый, и это не самый бесполезный навык, потому что, например, в химии получится химическое шоу, а не химический опыт, если у человека в голове нет теории.

Виктория Попова: «Нужно не зубрить, а понимать суть»

Виктория Попова. Выпускница Лицея №5, Губкин. Призер Олимпиады НТИ по профилю «Инженерные биологические системы, Агробиотехнологии», получила 100 баллов на ЕГЭ по химии.

Самое главное - не заучивать формулы, а понять суть. В этом помогают , в которых я очень много участвовала. Репетитора у меня не было, я занималась в онлайн-школах, слушала вебинары, ориентировалась на список литературы для подготовки, который размещен на сайте МГУ.

Еще очень важно при подготовке работать много, но не перегореть.

Переключение с ЕГЭ на олимпиады в этом смысле сильно помогает, хотя со стороны может казаться не очень рациональным, что в 11 классе человек, вместо того чтобы постоянно готовиться, ездит на соревнования. Мне повезло со учительницей, которая нас хорошо готовила, повезло с комиссией, которая принимала . Ничего жестокого в этот момент не происходило. Но есть технические вещи, которые сильно мешают. Например, жуткая духота в классе.

Виктория Попова

Денис Воркожоков: «Нужно отказаться от волнения»

Денис Воркожоков. МАОУ ШИЛИ, Калининград. Победитель Олимпиады НТИ по профилю «Автономные транспортные системы», получил 100 баллов на ЕГЭ по математике.

Мне очень помогло участие в математических олимпиадах. Задания там на порядок сложнее, чем в ЕГЭ, это формирует уверенность, ведь если смог решить олимпиадную задачу, с ЕГЭ точно справишься. Я победил в Олимпиаде НТИ, мне нужно было сдать математику всего на 75 баллов (победители Олимпиады НТИ получают 100 баллов по одному из профильных предметов, могут использовать их при поступлении, сдав ЕГЭ минимум на 75 баллов - Прим. ред.), чтобы поступить в МФТИ. Я знал, что на 75 баллов сдам точно, поэтому абсолютно не волновался.

Думаю, что это спокойствие помогло мне в итоге сдать на 100 баллов.

Никаких репетиторов у меня никогда не было, я готовился только сам последние три месяца. Очень помогли сообщества по ЕГЭ в социальных сетях, которых сейчас стало гораздо больше, чем раньше, и, соответственно, больше полезной информации.

В ЕГЭ по математике есть задания, которые проверяют не общие, а достаточно узкоспециализированные знания. Вот это неправильно и нужно менять.

Но, в целом, по сравнению с прошлым годом, задания стали проще. Говорят, вырос уровень образования, а мне кажется, что просто упростили задачи. Еще хочется, чтобы технических сложностей было меньше. Например, у нас не работали диски с заданиями, пришлось менять компьютер, процедура затянулась на полчаса. Никто из класса особенно не нервничал, все смеялись. Но ведь это какая-то странная ситуация.

Начиная с 2009 года ЕГЭ выступает формой выпускных экзаменов в лицее или школе, а также формой вступительных экзаменов в университеты. Список обязательных дисциплин представлен математикой и русским языком. Остальные предметы выбирают по усмотрению. Это может быть иностранный язык, литература, информатика, физика, география и прочие.

Количество выбранных к сдаче необязательных предметов не ограничено. Составляя список дисциплин, учащиеся руководствуются требованиями выбранного для поступления высшего образовательного учреждения.

Сдают ЕГЭ с мая по июнь. Законодательством предусмотрен досрочный и дополнительный периоды сдачи. Первый приходится на апрель, а второй на июль. Досрочно пройти процедуру государственного тестирования разрешается выпускникам текущего года, которые:

  • Призываются в армию;
  • Отправляются на российскую или международную олимпиаду;
  • Направляются на лечение за рубеж;
  • Оканчивают русскоязычную школу в стране со сложным климатом.

Дополнительный период предусматривает сдачу ЕГЭ иностранными гражданами, выпускниками прошлых лет, выпускниками начального профессионального образования.

На российской территории проведение государственного экзамена контролирует Федеральная служба по надзору в области науки и образования при поддержке органов исполнительной власти российских субъектов. Если тестирование проводится за рубежом, в процедуре помимо Рособрнадзора участвуют учредители образовательного учреждения, прошедшего государственную аккредитацию.

Оценка результатов итоговой аттестации основана на стобалльной системе. По каждой дисциплине установлена минимальная планка в баллах, преодоление которой подтверждает, что учащийся освоил школьную образовательную программу. Результаты ЕГЭ считаются действительными на протяжении 4 лет, следующих за годом, в котором их получил учащийся.

Если результат участника итоговой аттестации по обязательной учебной дисциплине не дотягивает до установленной минимальной планки, предусмотрена повторная сдача в дополнительный период. Если вторая сдача оказалась неудовлетворительной, разрешено попытать счастья еще раз, но уже осенью. В случае с предметом по выбору все сложнее. Участник аттестации, который не набрал минимального количества баллов, вынужден ожидать пересдачи год.

Важно! Участников государственного тестирования, удаленных из аудитории за нарушение дисциплины, списывание или использование мобильного телефона, наказывают сурово. Их результаты аннулируются, как и право на пересдачу в дополнительный срок. Повторная сдача разрешена через год. Так что жульничать на экзамене не стоит.


Педагогическая практика показывает, что школьники вместо подготовки к экзаменам отдыхают и общаются с друзьями. В былые времена при отсутствии знаний на выручку ленивым школьникам приходили сделанные на скорую руку шпаргалки.

Введение ЕГЭ значительно усложнило процедуру прохождения государственного тестирования. Члены комиссии внимательно следят за каждым учащимся, а использование шпаргалок и электроники сурово наказывается. Как успешно пройти аттестацию, если во время подготовительного периода дело до учебы так и не дошло? На этот счет у меня имеется несколько советов.

  • Если до судного дня еще несколько недель, приступайте к подготовке. Воспользуйтесь услугами репетитора и уделите особое внимание решению пробных заданий. Изучение базового уровня – ключ к успеху, если ничего не знаешь.
  • Если тестирование через несколько дней и времени на изучение материала нет, пробегитесь глазами по страницам учебника. Не исключено, что в важный момент на выручку придет зрительная память. Как улучшить память, я рассказывала в одной из статей.
  • Когда наступит день тестирования, сохраняйте уверенность, захватите с собой пропуск, паспорт, несколько ручек и карандашей, линейку с ластиком и отправляйтесь. Еще позаботьтесь, чтобы в рюкзаке присутствовала бутылка минеральной воды и шоколадка.
  • Оказавшись в аудитории, выберите понравившееся место, удобно расположитесь за столом и сделайте несколько глубоких вдохов. Не волнуйтесь. В течение года вы посещали занятия и наверняка в памяти что-то осталось.
  • После получения пакета с бланками и заданиями, неспешно заполните регистрационные данные. Когда педагоги дадут отмашку, принимайтесь за дело. В вашем распоряжении 4 часа.
  • Начинайте работу с того, что знаете. Справившись с легкими задачами, переключайтесь на более сложные задания. Даже если с решением возникли трудности, не спешите покидать аудиторию. Сидите до последнего. Нередки случаи, когда правильный ответ приходит в последний момент.

Люди, которые хорошо знакомы с процедурой прохождения итоговой аттестации, утверждают, что многие школьники сильно преувеличивают сложность ситуации и в мыслях понижают уровень знаний. Всему виной сильный стресс. Если стремитесь к достижению цели, обуздайте панику, успокойтесь и настройтесь на работу. В этом секрет успеха.

Какие экзамены ЕГЭ сдают в 11 классе в 2019 году

По имеющейся информации, для получения аттестата в 2019 году прохождения тестирования в 11 классе по математике и русскому языку недостаточно. Теперь необходимо сдать дополнительный экзамен на выбор.
Если не планируете учиться в университете, остановите выбор на простой школьной дисциплине.

Полный список доступных для выбора предметов представлен литературой, химией, физикой, историей, географией, обществознанием, информатикой и иностранными языками.

Итак, вашему ребенку в этом году предстоит настоящее испытание - сдача ЕГЭ. Вы, наверное, волнуетесь, если не больше, то хотя бы так же, как ваш старшеклассник, ведь это так важно! Вот только разобраться во всем этом очень сложно, дети ничего объяснять не хотят, а официальные сайты тонут в канцеляризмах.

Редакция сайт приходит вам на помощь и рассказывает обо всем подробно и поживее, чем Рособрнадзор. Конспектируйте и расскажите детям, если не знают.

- Что такое ЕГЭ? Оно точно нам нужно?

ЕГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Проще говоря, итоговый экзамен при выпуске из школы. ЕГЭ обязателен к сдаче, не сдав его, ребенок не сможет получить аттестат и поступить в институт.

- Ладно. Придется идти. А сколько предметов нужно сдавать?

Обязательных предметов для сдачи все еще всего два - русский язык и математика. Новых предметов в этом году так и не ввели, это нас ждет только в 2020 году. У ребенка есть возможность выбрать дополнительные предметы по выбору (нужные для поступления). Сдавать можно следующие дисциплины: физика, химия, история, обществознание, информатика, биология, география, литература и иностранные языки. Кроме математики, все предметы оцениваются по стобалльной системе.

- А что не так с математикой?

Дело в том, что ЕГЭ по математике делится на базовый и профильный. Ребенок сам может выбрать, что ему нужно (а может выбрать сдачу предмета в двух вариантах). Базовый уровень необходим, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в вуз, где математика не является вступительным экзаменом. Оцениваться базовый уровень будет по пятибалльной системе. А экзамен по математике профильного уровня сдают школьники, планирующие поступление в вуз, в котором математика внесена в перечень обязательных вступительных испытаний. И в этом случае экзамен будет оцениваться по стобалльной системе.

- Хорошо, а все получают допуск к ЕГЭ?

Для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ, надо:

  • подать заявление на сдачу ЕГЭ по выбранным предметам (в этом году - до 1 февраля);
  • получить все годовые оценки по всем учебным предметам в школе не ниже оценки «удовлетворительно», никаких двоек;
  • сдать итоговое изложение по русскому языку.

- Хорошо, а когда будут эти экзамены? И где?

Расписание ЕГЭ официальное, общее по всей России. Посмотреть его можно на официальном портале ЕГЭ и на сайте Рособрнадзора. Для сдачи ЕГЭ дети отправляются в другую школу, куда именно, школьникам скажут в их учебном заведении ближе к экзаменам. Но далеко ехать не придется - это будет одна из районных школ.

- А что делать, если два ЕГЭ проходят в один день? Как разорваться-то?

Не надо разрываться. Расписание уже известно, для всех таких предметов есть резервные дни. Просто при подаче заявления надо указать ту дату участия в ЕГЭ, которая вам удобна.

- А если мой ребенок инвалид, он может не сдавать ЕГЭ?

Может. Для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена иная форма сдачи - ГВЭ (государственный выпускной экзамен). Он легче, но тут есть свои минусы: он также автоматизирован и не может являться вступительным испытанием в вуз. Его результаты вуз не примет, а назначит новые вступительные испытания, которые могут оказаться как легче, так и сложнее для ученика.

- Ладно, я передумала, пусть лучше сдает ЕГЭ. Ему же обеспечат нужные условия?

Конечно. Во-первых, время экзамена для детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа (и на 30 минут по иностранным языкам). Во-вторых, можно выбрать «спецрассадку», то есть попросить посадить ребенка в аудитории одного. В-третьих, всем детям предоставят нужные технические средства (при необходимости: компьютеры, лупы, звукоусиливающую аппаратуру, бланки со шрифтом Брайля и т. д. ). Также дети могут беспрепятственно перемещаться в туалет, прерваться на медицинские процедуры или на перекус. В крайних случаях ЕГЭ проводят и на дому.

- Хорошо, а как вообще это ЕГЭ проходит?

Любой экзамен начинается в 10.00 по местному времени. Опаздывать нежелательно - время вам никто не увеличит и инструктаж не повторит. С собой можно взять: паспорт (обязательно), гелевую, капиллярную ручку с чернилами черного цвета (тоже обязательно), лекарства и питание (при необходимости), средства обучения и воспитания (по математике линейка; по физике - линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии - непрограммируемый калькулятор; по географии - линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор). Участникам ЕГЭ с ОВЗ - специальные технические средства.

Все остальное сдается при входе в специальное место для хранения вещей.

После проверки документов ребенка проведут на место, менять он его не может. Дальше начинается инструктаж, если что-то не так с комплектом заданий (нарушена целостность упаковки), нужно сказать об этом в этот момент, далее это не будет являться поводом для апелляции. После инструктажа надо открыть пакет, убедиться, что все нужное на месте, текст хорошо пропечатан, бумага не имеет дефектов, задание по русскому, а не по математике и т. д. Все, что нужно проверить, детям расскажут.

Дальше заполняется бланк регистрации, после чего ученик приступает к заданию. После выполнения нужно сложить все листы и отнести экзаменатору. Все, можно идти домой, дожидаться конца экзамена не обязательно.

- А списать можно?

Сложновато. Везде стоят глушилки, мобильная связь недоступна, даже если ребенок пронес с собой телефон. В туалет можно выйти, но под «конвоем», особо много не успеешь прочесть. За шпаргалку, которую увидели, ребенка могут отстранить от ЕГЭ, вывести и не проверять его работу. Кроме того, везде навешаны камеры. Лучше уж подготовиться.

- А когда и как объявят результаты? Что делать, если они мне не понравятся?

Результаты должны стать известны примерно через три дня после сдачи, их передадут в учебное заведение, также их можно будет проверить в интернете. Если количество баллов не устроило вас и вашего ребенка, вы можете подать апелляцию в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов. Это личная встреча с независимыми экспертами, где вы с ребенком сможете посмотреть работу и попытаться доказать, что «Онегина» написал Гоголь. Правда не факт, что получится.

- А понизить балл на апелляции могут?

При рассмотрении апелляции конфликтная комиссия полностью перепроверяет экзаменационную работу. Так что - да, результат может измениться в любую сторону. И если что, апеллировать апелляцию уже нельзя.

- А какой сейчас проходной балл?

36 баллов по русскому языку и 27 баллов по математике профильного уровня. С остальными минимальными баллами можно ознакомиться в распоряжении Рособрнадзора.

- А если не сдал?

Если ученик не сдал обязательный предмет - он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки (примерно через две недели). При повторном «провале» - уже только осенью, в специальном центре, и до этого времени аттестат вам не выдадут. Дети могут также пересдать ЕГЭ при получении проходного балла (то есть, чтобы улучшить свой показатель). Если опять не вышло - летом с новой волной выпускников. И так до бесконечности.

Что касается предметов по выбору, если ученик не набрал минимального количества баллов - пересдача только через год.

- Хорошо. С ЕГЭ вроде все понятно. А что с поступлением?

А об этом мы расскажем вам в следующий раз.

Когда мы вспоминаем про единый госэкзамен? Очень хорошо, если за 2-3 года до сдачи. Опасно, если за пару месяцев. Если вы задумались о подготовке к ЕГЭ за год - ещё ничего не потеряно, шанс на высокий балл есть, считает руководитель исследований и разработок компании MAXIMUM Education Елена Провозен. Она рассказывает, как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и максимально эффективно.

Большинство старшеклассников вспоминает про экзамен именно за год, в момент, когда окончательно останавливаются на конкретной специальности в вузе. Часто этот выбор сопровождается неприятными сюрпризами. Например, приходит понимание, что для того, чтобы стать лингвистом, недостаточно сдать ЕГЭ по английскому языку, нужна литература, которую, понятное дело, никогда не планировали сдавать.

"К такому жизнь меня не готовила", - думают многие школьники и выбирают другие специальности, бросая мечту изучать иностранные языки.

Можно ли и нужные экзамены сдать, и хорошие баллы ЕГЭ за них получить? Да - но придется серьезно отнестись к подготовке.

В этом помогут демоверсия, спецификация и кодификатор. Если вы еще не сталкивались с этими понятиями, не бойтесь, сейчас разберемся.

Демоверсия - это и есть один из вариантов экзамена. В ней можно увидеть примерные задания из КИМ (контрольно-измерительные материалы). В демоверсии также можно найти систему оценивания и инструкцию по заполнению бланка ответов.

Спецификация - документ, который поможет получить полную картину о структуре экзамена (из чего состоит КИМ).

Кодификатор содержит список всех тем, которые надо знать ученику.

Но если старшеклассник посмотрит на список тем, скорее всего, он ему не поможет. Возможно, даже напугает. Например, в кодификаторе по математике есть пункт: "Анализ математических моделей". Что это значит? Какие конкретно задачи школьник должен уметь решать? Непонятно.

Есть, конечно, предметы-исключения, где кодификатор понятен. В обществознании кодификатор представляет собой конкретный набор тем, которыми можно и нужно пользоваться. Например, пункт 5.4 кодификатора ЕГЭ по обществознанию: "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации". Все понятно, никаких сомнений к чему готовиться, быть не может.

Список тем из кодификатора нужно соотнести с заданиями, по которым можно готовиться к экзаменам. Сборники заданий к ЕГЭ доступны в интернете, но обращайте внимание на их актуальность - год от года перечень заданий может меняться.

Пройдите специализированное тестирование в профильном центре или напишите пробный экзамен.

Цель - понять, какой у вас уровень прямо сейчас. К сожалению, нельзя ориентироваться на школьную оценку, по двум причинам. Во-первых, оценка по предмету отражает знания школьника по конкретной теме, а ЕГЭ оценивает знания с 5-го по 11-й класс. Во-вторых, школьная оценка совершенно не отражает знакомство выпускника с форматом экзамена.

Важно понять, насколько ваши знания актуальны сегодня. Какие темы вы знаете, а какие нужно повторить. В разных предметах это выглядит по-разному.

Например, в математике у школьника могут получаться текстовые задачи, но с планиметрией и тригонометрией может быть не очень. Или все хорошо с алгеброй, но западает геометрия. Нужно вовремя понять, где есть провисы и где подготовку к ЕГЭ нужно форсировать.

Другой пример - обществознание. В нем пять тематических блоков, которые проходят в разных классах: экономика, право, политика, человек и общество, социальные отношения. То есть вполне возможно, что выпал целый раздел и усиленно готовить нужно именно его.

Старайтесь быть к себе максимально объективным, а если есть возможность, обратитесь за оценкой к профессионалам.

Постройте план подготовки к ЕГЭ

Многие готовятся, прорешивая варианты ЕГЭ из сборников. Это неплохая тренировка, но, к сожалению, этот способ не позволит вам систематично пройтись по всем темам и всем типам заданий. Представьте, сколько нужно прорешать вариантов, чтобы встретиться со всеми датами, которые нужно знать для ЕГЭ по истории? Бесконечно много.

Вместо этого лучше оттолкнуться от списка проверяемых тем или заданий экзамена и отработать каждый блок на самых разных заданиях. Для этого вам поможет банк ФИПИ , там представлены все основные типы заданий, которые могут встретиться.

Учите теорию, но не забывайте вырабатывать навыки

Для того чтобы подготовиться к любому экзамену, нужно:

  • выучить теорию по предмету;
  • выработать навыки.

Оба пункта обязательны. С теорией все понятно. Выучить теорию - значит знать факты, которые существует в каждом предмете. Это могут быть конкретные даты, какое-либо определение или формула.

А вот с навыками... что значит - выработать навыки? В каждом предмете навыки свои. В математике есть навык решения задач, в обществознании - навык приведения примеров, в русском языке - навык определения проблемы текста и выявления позиции автора.

Навыки есть во всех предметах. Даже в таком теоретическом, как история. В этом экзамене есть задание, где нужно приводить аргументацию к собственной позиции.

Постройте план тем, которые нужно знать к концу года. Дополнительно постоянно практикуйтесь в тренировке навыков. Выработка навыков и изучение теории - это два процесса, которые должны идти рука об руку. Если будете концентрироваться на чем-то одном, обязательно потеряете баллы на другом.

Отслеживайте прогресс

Нам может казаться, что подготовка идет по плану: учим теорию, пишем конспекты, решаем задания. Но прогресс нужно подтверждать. Как?

Напишите пробный ЕГЭ, а затем сопоставьте результат с тем, что было "до". Проанализируйте свои ошибки и составьте на основе этого анализа план дальнейшей работы.

Объективно оценивайте и устраняйте свои слабости

Во время подготовки обращайте внимание на проблемы, которые не связаны со знанием предмета. Например, на ошибки по невнимательности. С ними очень важно работать. Ведь никто потом не поднимет вам балл за то, что вы вписали правильный ответ не в ту клеточку. Даже после апелляции.

Делайте анализ пробных экзаменов и нерешенных (неправильно решенных) заданий. Если вы ошиблись по невнимательности - тренируйте внимательность. Если какой-то материал вы не знали - повторите или выучите. Знали, но забыли - повторите.

Сюда можно отнести и тайм-менеджмент. Вы должны знать, сколько времени вам потребуется на решение первой и второй части экзамена, на проверку и внесение ответов в бланк.

Подготовьтесь к экзамену морально

Вы сдаете экзамен, от которого будет зависеть ваше будущее. Вы можете это понимать, но, придя на экзамен, столкнуться с незнакомым заданием и впасть в "ступор".

Подготовьтесь к этому. Вам наверняка попадется сложное задание. Так и должно быть. Просто пропустите его.

А ещё подготовьте себя к нестандартным ситуациям. Вы должны знать, что делать, если:

  • забыли паспорт;
  • перестала писать ручка;
  • неправильно заполнили бланк.

Пройдитесь по правилам проведения экзамена , чтобы избежать сюрпризов. Ведь многие выпускники, год готовившиеся к ЕГЭ, не знают, что экзамен начинается не после того, как они попадают на свои места в аудиториях... а тогда, когда им выдадут КИМы. А их иногда приходится ждать довольно долго.

Не соглашайтесь на план Б

И ещё один, мини-совет, который поможет вам сдать экзамены на максимум баллов. Вам нужен фокус. Определитесь со специальностью. Затем выберите вузы, где есть эта специальность и где вы хотели бы учиться. Исходя из этого выбора готовьтесь именно к тем экзаменам, которые нужны для поступления.

Неопределенность со специальностью порождает неопределенность со сдаваемыми . Подготовка плана Б (2-3 дополнительных предмета) создаст дополнительный стресс и не позволит уделить должное внимание тем предметам, которые дадут вам возможность получить профессию мечты.

Не соглашайтесь на план Б.

Всем привет! Сегодня решил посвятить пост совсем злободневной теме. Давайте раз и навсегда ответим: сложно ли сдать ЕГЭ? Какие шаги надо предпринять, чтобы сдать школьные экзамены и поступить в вуз на бюджет? Все ответы дадим в этой статье.

Примерно года полтора назад узнал совершенно удивительную для себя вещь: классный руководитель первого класса на родительском собрании одной среднестатистической российской школы начал говорить о том, что к ЕГЭ надо начинать готовиться уже сейчас — в первом классе. На что одна мамаша спросила: а будет ли в таком случае у детей вообще детство? Ответ очевиден — конечно же нет.

Школьная жизнь должна быть разнообразной и увлекать ребят заниматься не только изучением наук, но и вовлекать их в творческую и иную общественную жизнь.

Но Единый Государственный экзамен является сегодня рубежным событием. И к нему, как и к любому событию нужно готовиться заблаговременно. Но сложен ли этот экзамен?

Отвечаю на вопрос о сложности

Мне, как специалисту по истории с высшим образованием, кандидату социологических наук — одним словом эксперту в области образования любой тест ЕГЭ по истории или обществу кажется очень простым. Я серьезно. За десять лет преподавания и репетиторства я нарешал этих тестов тысячи штук, и они вообще-то достаточно легкие — для меня.

И это абсолютно нормально для специалиста, который является экспертом в своей области.

Разумеется, любого родителя вообще легко напугать, что задания ЕГЭ — сложные и неподъемные для ребенка. И если такой родитель увидит любое задание ЕГЭ по истории или обществу, то, конечно, оно ему покажется очень сложным. Ведь родитель лет 20 — 30 назад окончил школу и не вспоминал школьную программу примерно столько же лет.

Как нам говорил преподаватель в школе по технологии: «Ребята, математика вам понадобиться в жизни только для того, чтобы считать деньги!» В целом, можно согласиться с этим: если твоя профессиональная деятельность не связана с серьезными вычислениями — математика в жизни нужна для того, чтобы считать заработанные деньги.

Ну а с историей или обществознанием вообще отдельная история: большинство людей считают эти дисциплины вообще для жизни бесполезными, и не моя задача вас или кого угодно в этом переубеждать. Не всем ведь быть историками, политологами или социологами!

Но я выражусь более категорично. Любой тест ЕГЭ по истории и обществознанию под силу написать абсолютно любому ученику школы на максимальный балл, если он отвечает трем условиям:

  1. Он или она владеет школьным материалом и понимает его.
  2. Он или она обладает общей обществоведческой эрудицией и любознательностью
  3. Он или она умеет формулировать и выражать свои мысли устно и письменно в корректной форме без каких-либо проблем.

В сущности, этому всему должна научить школа: формулировать и выражать в корректной форме устно и письменно свои мысли. А чтобы мысли появились, ученик должен уметь рассуждать: индуктивно, или дедуктивно — не суть важно.

Такой ученик школы способен подготовиться к ЕГЭ самостоятельно.

На самом деле ЕГЭ сдать крайне сложно

В реальности, несмотря на то, что тест ЕГЭ довольно легкий, решить его на максимальный балл обычному современному школьнику 11-класснику крайне тяжело. Причина этого проста: он не отвечает всем трем условиям, обозначенным мной выше.

Попросите ребят написать сочинение о себе: некую автобиографию. Мотивировать писать такой текст проще некуда: скажите, что в жизни каждому придется рассказывать о себе хотя бы работодателю. Что он скажет о своем образе жизни, о своих хобби и прочем, как охарактеризует свои личные качества?

Так вот 9 из 10 ребят не смогут написать корректно такую в общем-то простую работу. За 45 минут большинство напишут 3-4 предложения. Хотя ученик, соответствующий условиям выше, испишет 3 тетрадных листа и ему не хватит времени. Кстати, если вы читаете этот текст и не согласны со мной, очень хочу прочесть Ваш комментарий, в чем именно Вы не согласны. Я же основываюсь на своем профессиональном опыте. Даже практически половина студентов вуза — не может связать письменно двух слов на свободную тему.

Причины очевидны, и я тут не буду их касаться. Так вот представьте, что по истечении 10 лет школьной жизни, в течение которых ребята занимались чем угодно, но только не систематическим образованием, в первый раз в жизни перед ними встает реальное жизненное испытание, за которое они получат объективную оценку!

А еще если им покажут экзаменационную работу, которую они увидят, дай Бог, в начале выпускного класса. А многие ведь ее видят только на пробном тестировании в мае — за несколько дней до реального ЕГЭ!

И нет ничего удивительного, что средний балл ЕГЭ каждый год падает. Потому что те, кто сдали ЕГЭ на минимальные баллы ничего не сообщают своим «потомкам». А те, кто вновь будет сдавать ЕГЭ, уверены, что как-нибудь с ним справятся: как-то же справлялись с школьными заданиями на протяжении 10 лет!

ЕГЭ ребятам покажется просто жестким экзаменом, который нереально сдать. Добавим к этому постоянное запугивание их со стороны учителей, которые нагоняют каждый год ЕГЭ истерию, массовые слухи о том, что весь экзамен кардинально поменялся — и вы получите такой «коктейль Молотова», из которого мало кто выйдет живым, в смысле сдаст это сравнительно легкий экзамен с честью и на высокие баллы.

Как же сдать легкий ЕГЭ на 90 и выше баллов?

И вот встает закономерный вопрос: как же трудный экзамен превратить в легкий и сдать на 90 баллов и выше историю или общество?

На самом деле никак. Если Вы не умеете формулировать и выражать свои мысли устно и письменно, если мыслей у вас своих просто нет, то есть по сути вы не умеете логически мыслить, то ЕГЭ на высокие баллы вам не сдать.

Таков уж экзамен, что он проверяет именно такие навыки как владение учебным материалом на отличном уровне, владение терминологией, владение навыками формулирования и изложения своих мыслей, а также общую обществоведческую эрудицию.

Большинство ребят и их родителей просто игнорируют это и делают ставку на зубрежку.

В результате встают закономерные проблемы: а как, блин, выучить 30 определений? А как, блин, выучить столько дат? А как вообще писать сочинение по обществознанию и по истории? И этих вопросов масса. Ведь никто из учеников и их родителей не является специалистом по образованию и пользуются старой дедовской зубрежкой.

Давайте возьмем простой пример. К примеру, ученик изучает тему раздробленности на Руси. Перед ним встает довольно существенный пласт учебного материала. Вот примерно такой:

  • Даты: 1097, 1103, 1111, 1113 — 1125, 1125 — 1132, 1132 — 1157, 1157 — 1174, 1169, 1157, 1185, 1205, 1216
  • Персоналии: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Святополк Изяславович, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл.
  • Термины: натуральное хозяйство, род Ярославичей, половцы, Любечский съезд князей, боярская республика, тысяцкий, посадник, архиепископ, вече и пр.
  • Природно-географическая и политическая характеристика княжеств: Новгородская Земля, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Галицко-Волынское.

Не трудно догадаться, что ученику это все кажется неподъемным материалом, который просто нереально выучить. Ведь тут столько дат, понятий, персоналий, нужно знать, когда они жили, правили и что вообще делали?! А ведь это совсем небольшой пласт материала в контексте истории России и Всемирной истории. В сущности — это вообще одна из легких тем. Есть темы, намного сложнее и обширнее этой в рамках школьной программы по истории.

Нагонять тоску будут и пособия с учебниками. Чтобы доказать это я просто спрошу: давно ли вы устно самому себе отвечали на вопросы в учебнике к параграфу после его прочтения? Нет? Ну тогда не удивляйтесь, что ничего не помните, ведь в Вашем образовательном процессе отсутствует рефлексия. А она обязательна при любом изучении нового материала.

Часто ли вы добиваетесь от себя качественных ответов на вопросы параграфа учебника? А потом еще решаете задания по данной теме? Конечно, подавляющее большинство этого не делает. Зачем заморачиваться? Это ведь просто офигенная трата времени и сил! А до экзамена еще целых полгода!

Между тем, я как специалист, могу предложить вам альтернативный путь работы как с обозначенной выше темой, так и со всеми остальными. При этом ваши затраты времени и усилий будут меньше по меньшей мере в пять раз. То есть если на полное освоение этой темы у Вас самостоятельно уйдет 5 часов, то с помощью моей методики — у вас займет это всего один час! Заинтригованы? Час против пяти — это же сказка!

Ну так вот: представьте себе, что вам не надо читать ни учебники, ни пособия. Представьте себе, что весь материал по этой теме Вам я расскажу в интересной, доступной и понятной форме за 15 — 20 минут.

А за остальные 40 минут мы закрепим этот материал в форме заданий к этой теме в формате ЕГЭ.

Так выглядит учебный материал на наших курсах подготовки

Каким образом я смогу Вам рассказать 5-часовой материал, который изложен в учебнике за 15 минут? Очень просто. Вам не надо тратить времени на чтение текста, его осмысление и конспектирование. Я это уже сделал за вас. Мой рассказ будет очень структурированным: я расскажу про причины раздробленности на Руси, про основных персонажей, которые в нем были задействованы и приведу вам обозначенную выше характеристику всех княжеств.

Более того все причины, события, и последствия увязаны в логическую цепочку, и поскольку материал вам понятен, постольку вы его запомните в пять раз быстрее и легче!

И абсолютно ВЕСЬ материал по истории и обществу разбит на такие вот занятия. ВЕСЬ материал представлен в форме видеоуроков. Особые нюансы мы разбираем на вебинарах. К каждому занятию прилагаются задания и все мои авторские материалы, которые помогут просто и непринужденно вспомнить изученный материал.

Наши курсы экономят ваше время и ваши силы по меньшей мере в пять раз. Если вы готовитесь самостоятельно с нуля, то в лучшем случае вы изучите всю теорию только к апрелю выпускного класса. А еще ведь надо тесты научиться решать! Это отдельная большая и больная тема. Большинство ребят как раз и не сдают нормально ЕГЭ, потому что теорию вроде как знают, а тесты решать не умеют.

На наших же курсах такая ситуация в принципе невозможна. Потому что к каждому уроку приложены задания, проходя которые ученик учится их выполнять по принципу от простого к сложному.

Фрагмент списка интерактивных тестов, которые доступны участникам наших курсов подготовки

На самом деле, он сам не замечает, как уже разбирается в казалось бы сложных задачках. Как результат — 90 баллов на реальном ЕГЭ и выше!

Такой результат доступен каждому, кто пройдет наши курсы полностью, включая заключительные экзаменационные работы.

Фрагмент списка участников курсов подготовки и информация по их успеваемости

Тут у многих возникает вопрос: а сможет ли он(а) пройти весь курс. Ответ прост: конечно да, если вы занимаетесь. Ну ок. К примеру, захотели вы обучиться игре в баскетбол. Но прошли только половину от всего количества тренировок, а потом взяли и все бросили. Добьетесь ли вы запланированного результата? Конечно же нет! Или решили вы научиться играть в шахматы и получить 2 разряд. Но прошли только половину программы тренировок. Конечно, в шахматы вы будете лучше играть, чем до тренировок, но до второго разряда вам будет далеко.

Также и с курсами подготовки к ЕГЭ. Если хотите максимальный результат — надо пройти курс полностью. Хотя у меня были ребята, которые забрасывали курс, однако сдавали ЕГЭ на приемлемые 80 баллов, хотя сами и не надеялись на столько сдать! Вот, кстати, письмо такого ученика:


Вот сам текст письма:

Здравствуйте Андрей Александрович.

Набрал 79 баллов. Очень рад, о таких баллах не мог и мечтать, учитывая, что готовился всего пол года и даже не закончил курс до конца...эссе вообще написал на ходу за 15 минут, времени не хватало...но тем не менее написал и даже получил 3 балла из 5. Тест не ожидал что так хорошо напишу, потому что мало практиковался, 31 из 35. Во многом это именно ваша заслуга, поэтому спасибо вам огромное, вы мне очень помогли!

С уважением, Андрей Пучков