Сказки для детей на любой возраст. Влюбить в чтение

Бесценный источник мудрости и вдохновения для ребенка. В этом разделе Вы можете бесплатно читать любимые сказки онлайн и давать детям первые важнейшие уроки мироустройства и морали. Именно из волшебного повествования дети узнают о добре и зле, а также о том, что понятия эти далеко не абсолютны. В каждой сказке представлено её краткое описание , которое поможет родителям подобрать актуальную для возраста ребенка тему, и предоставить ему выбор.

Название сказки Источник Рейтинг
Василиса Прекрасная Русская народная 349757
Морозко Русская народная 231018
Айболит Корней Чуковский 996528
Приключения Синдбада-Морехода Арабская сказка 224615
Снеговик Андерсен Х.К. 129395
Мойдодыр Корней Чуковский 982730
Каша из топора Русская народная 262323
Аленький цветочек Аксаков С.Т. 1406795
Теремок Русская народная 382288
Муха-Цокотуха Корней Чуковский 1042119
Русалочка Андерсен Х.К. 432855
Лиса и журавль Русская народная 206102
Бармалей Корней Чуковский 453192
Федорино горе Корней Чуковский 760153
Сивка-Бурка Русская народная 186669
У Лукоморья дуб зеленый Пушкин А.С. 765761
Двенадцать месяцев Самуил Маршак 799906
Бременские музыканты Братья Гримм 271546
Кот в сапогах Шарль Перро 417460
Сказка о царе Салтане Пушкин А.С. 632984
Сказка о рыбаке и рыбке Пушкин А.С. 580605
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Пушкин А.С. 284157
Сказка о золотом петушке Пушкин А.С. 239250
Дюймовочка Андерсен Х.К. 188333
Снежная королева Андерсен Х.К. 240489
Скороходы Андерсен Х.К. 29234
Спящая красавица Шарль Перро 99428
Красная шапочка Шарль Перро 231327
Мальчик с пальчик Шарль Перро 158085
Белоснежка и семь гномов Братья Гримм 162075
Белоснежка и Алоцветик Братья Гримм 42981
Волк и семеро козлят Братья Гримм 136493
Заяц и еж Братья Гримм 129146
Госпожа Метелица Братья Гримм 89180
Сладкая каша Братья Гримм 185807
Принцесса на горошине Андерсен Х.К. 109065
Журавль и Цапля Русская народная 29177
Золушка Шарль Перро 317267
Сказка о глупом мышонке Самуил Маршак 326964
Али-Баба и сорок разбойников Арабская сказка 131782
Волшебная лампа Аладдина Арабская сказка 221279
Кот, петух и лиса Русская народная 124729
Курочка Ряба Русская народная 311652
Лиса и рак Русская народная 87709
Лисичка-сестричка и волк Русская народная 79064
Маша и медведь Русская народная 262822
Морской царь и Василиса премудрая Русская народная 85132
Снегурочка Русская народная 53395
Три поросенка Русская народная 1809105
Гадкий утенок Андерсен Х.К. 125505
Дикие лебеди Андерсен Х.К. 55310
Огниво Андерсен Х.К. 74104
Оле-Лукойе Андерсен Х.К. 120014
Стойкий оловянный солдатик Андерсен Х.К. 46939
Баба-Яга Русская народная 127019
Волшебная дудочка Русская народная 129018
Волшебное кольцо Русская народная 154046
Горе Русская народная 21768
Гуси Лебеди Русская народная 74039
Дочь и падчерица Русская народная 23116
Иван-царевич и серый волк Русская народная 65598
Клад Русская народная 47767
Колобок Русская народная 161219
Живая вода Братья Гримм 83173
Рапунцель Братья Гримм 134738
Румпельштильцхен Братья Гримм 43565
Горшочек каши Братья Гримм 77020
Король Дроздобород Братья Гримм 26616
Маленькие человечки Братья Гримм 59199
Гензель и Гретель Братья Гримм 32318
Золотой гусь Братья Гримм 40024
Госпожа Метелица Братья Гримм 21788
Стоптанные туфельки Братья Гримм 31467
Соломинка, уголек и боб Братья Гримм 27898
Двенадцать братьев Братья Гримм 22032
Веретено, ткацкий челнок и иголка Братья Гримм 27743
Дружба кошки и мышки Братья Гримм 37430
Королек и медведь Братья Гримм 27977
Королевские дети Братья Гримм 23202
Храбрый портняжка Братья Гримм 35252
Хрустальный шар Братья Гримм 63020
Царица пчел Братья Гримм 40568
Умная Гретель Братья Гримм 22355
Три счастливчика Братья Гримм 21920
Три пряхи Братья Гримм 21689
Три змеиных листочка Братья Гримм 21827
Три брата Братья Гримм 21801
Старик из стеклянной горы Братья Гримм 21798
Сказка о рыбаке и его жене Братья Гримм 21762
Подземный человек Братья Гримм 30839
Ослик Братья Гримм 24042
Очески Братья Гримм 21390
Король лягушонок, или Железный Генрих Братья Гримм 21787
Шесть лебедей Братья Гримм 25310
Марья Моревна Русская народная 44596
Диво дивное, чудо чудное Русская народная 42531
Два мороза Русская народная 39301
Самое дорогое Русская народная 33148
Чудесная рубашка Русская народная 39712
Мороз и заяц Русская народная 39138
Как лиса училась летать Русская народная 48200
Иванушка-дурачок Русская народная 36275
Лиса и кувшин Русская народная 26363
Птичий язык Русская народная 22935
Солдат и черт Русская народная 21896
Хрустальная гора Русская народная 25931
Хитрая наука Русская народная 28631
Умный мужик Русская народная 22120
Снегурушка и лиса Русская народная 62454
Слово Русская народная 21993
Скорый гонец Русская народная 21868
Семь Симеонов Русская народная 21847
Про бабушку старушку Русская народная 23841
Поди туда–не знаю куда, принеси то–не знаю что Русская народная 51461
По щучьему веленью Русская народная 69617
Петух и жерновцы Русская народная 21665
Пастушья Дудочка Русская народная 37680
Окаменелое царство Русская народная 21998
О молодильных яблоках и живой воде Русская народная 36847
Коза Дереза Русская народная 34389
Илья Муромец и Соловей разбойник Русская народная 28107
Петушок и бобовое зернышко Русская народная 54224
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо Русская народная 28207
Три медведя Русская народная 469395
Лиса и тетерев Русская народная 23297
Бычок-смоляной бочок Русская народная 76545
Баба Яга и ягоды Русская народная 38049
Бой на Калиновом мосту Русская народная 22097
Финист - Ясный сокол Русская народная 51566
Царевна Несмеяна Русская народная 136546
Вершки и корешки Русская народная 57176
Зимовье зверей Русская народная 40925
Летучий корабль Русская народная 73021
Сестрица Аленушка и братец Иванушка Русская народная 37725
Петушок золотой гребешок Русская народная 45488
Заюшкина избушка Русская народная 132059

Слушая сказки, дети не только приобретают необходимые знания, но и учатся строить отношения в социуме, соотнося себя с тем или иным вымышленным персонажем. На опыте отношений между сказочными героями ребенок понимает, что не стоит безоговорочно доверять незнакомцам. На нашем сайте представлены самые известные сказки для Ваших детей. Выбирайте интересные сказки в представленной таблице.

Почему полезно читать сказки?

Разнообразные сюжеты сказки помогают ребенку понять, что окружающий его мир бывает противоречив и довольно сложен. Слушая о приключениях героя, дети виртуально сталкиваются с несправедливостью, лицемерием и болью. Но именно так малютка учится ценить любовь, честность, дружбу и красоту. Всегда имея счастливый конец, сказки помогают малышу быть оптимистом и противостоять разного рода жизненным неурядицам.

Не стоит недооценивать и развлекательный компонент сказок. Прослушивание увлекательных историй имеет массу преимуществ, к примеру, в сравнении с просмотром мультфильмов – здесь нет никакой угрозы зрению малыша. Более того, слушая детские сказки в исполнении родителей, малыш узнаёт много новых слов и учится правильно артикулировать звуки. Важность этого сложно переоценить, ведь уже давно доказано учеными, что ничто так не влияет на будущее всестороннее развитие ребенка, как раннее речевое развитие.

Какие бывают сказки для детей?

Сказки бывают разные: волшебные – будоражащие детское воображение буйством фантазии; бытовые – повествующее о простой повседневной жизни, в которой также не исключено волшебство; о животных – где ведущими персонажами являются не люди, а различные, так горячо любимые детишками, зверушки. На нашем сайте представлено большое количество таких сказок. Здесь вы можете бесплатно читать то, что будет интересно малышу. Удобная навигация поможет сделать поиск нужного материала быстрым и простым.

Читайте аннотации для предоставления ребенку права самостоятельного выбора сказки, ведь большинство современных детских психологов считает, что залог будущей любви малышей к чтению лежит в свободе выбора материала. Мы даем вам и вашему чаду неограниченную свободу в выборе замечательных детских сказок!

Правда, в Советском Союзе исследований PISA вообще не проводилось. Так что мы не можем сравнить результаты того времени с нынешними. У нас вообще никогда не проводилось серьезных исследований, связанных с детским чтением, поэтому мы не можем объективно судить о его динамике. И все наши катастрофические настроения обычно имеют под собой один аргумент: мы читали с фонариком под одеялом, а наши дети не читают.

И наши способы «спасения культуры» примерно такие же. Мы наказываем ребенка за «нечтение» (лишаем его возможности играть на компьютере) и поощряем за послушание: дочитал книжечку? Умница! Выделяю тебе лишний час на те же самые игры. Мы выдумываем лукавые ухищрения с запретными плодами: эту книжку тебе читать еще рано, поэтому я ее вот сюда, повыше поставлю - видишь, куда? Мы надоедаем ребенку своим брюзжанием, что он недостоин быть нашим сыном (дочерью), в отличие от Вани из пятого подъезда, который вон сколько читает - прямо как мы в детстве! Мы даже готовы купить своему ребенку какой-нибудь хитрый фонарик, чтобы он наконец залез с ним под одеяло.

И иногда нам кажется, что мы достигаем какого-то результата…

Я, по крайней мере, так долго думала.

В течение почти двадцати лет своей работы в школе я чего только не придумывала - демократическое, тираническое, бюрократическое, - вынуждая своих учеников читать.

И мне все время казалось, что я наконец нашла - вот он, золотой ключик, который откроет заветную дверцу в страну читающих деток.

Но недавно на книжной ярмарке в Красноярске я встретила своего любимого ученика - из тех, кого я считала читающим ребенком. Он приехал на ярмарку с проектом «Интерактивная книга» и в доверительной беседе объяснил мне, что ключик к чтению есть: надо просто отказаться от книги в классическом понимании этого слова. Книга должна стать чем-то средним между компьютерной игрой и проводником в социальную сеть. И если я не желаю этого признавать, то являюсь «устаревшей моделью человека», отрицающего неотвратимость технического прогресса. Что я вообще так ношусь с этим чтением? Среди нечитающих тоже есть приличные люди. И ничуть они не глупее читающих. Наоборот - умнее, ведь среди них очень много компьютерщиков, программистов. И жизнь у них очень даже нормальная - не то что у меня. (Это, признаться, сильный аргумент.)

Иными словами, возникают вопросы.

И прежде чем искать ключик, надо, видимо, сначала ответить на вопрос: а зачем нам надо, чтобы ОНИ читали?

По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.

Малыши читают не сами. Малышам читают. И это - одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь - основа мышления.

В частности - логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, - по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.

По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.

Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику - и получишь то, что хотел.

Но вот читает наш четвероклассник со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает - несмотря на его показатели техники чтения.

Когда-то я обсуждала эту проблему со своими третьеклассниками. (Я с ними много чего обсуждала.) Я спросила, как они думают: зачем человеку читать?

Мы довольно быстро пришли к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» (которая работала в прежние времена, когда нынешние учителя сидели с фонариками под одеялами) - отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности - из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» - причина более веская. Мы решили, что читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться - тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.

Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения - это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?

Я помню, они сильно думали, мои третьеклассники. И кто-то один сказал: во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу.

Я воскликнула: вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек.

Вот ради этого - ради понимания человеческой сложности - мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.

Что дает чтение ребенку вслух

Я хочу сказать, что не вижу других серьезных причин бороться за детское чтение. Но эта причина кажется мне достаточно веской.

Однако это не значит, что следом за ответом на вопрос «зачем читать книги?» сам собой придет и ответ на вопрос «как побудить читать?».

Хуже того, я думаю, что универсального ответа на этот вопрос не существует. Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.

Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.

Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.

В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).

В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.

В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)

Власть книги и чтение вслух как миссия

Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.

Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.

Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.

Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса - четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, - появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, - а форма книги осталась неизменной.

Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя - так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами - скорее всего, младшего.)

Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.

Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.

Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.

А личная обращенность - важнейший фактор развития.

Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»

Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.

Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.

Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно - занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ВСЛУХ.
Это не означает, что чтение вслух - простое и легкое дело. Особенно в ситуации общения с подростками (тут тоже можно вспомнить Моисея).
Но, мне кажется, для начала важно сжиться с идеей.

Марина Аромштам

Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: greghyer.com

Пока чиновники от образования спорят о том, как мотивировать подростков читать, сами школьники недоуменно пожимают плечами, потому что они-то читают каждый день. Причем помногу, и для учебы, и для собственного удовольствия. По крайней мере, таковы данные нового общероссийского опроса, проведенного лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ.

По их данным, каждый день читают 41 процент учеников старших классов, еще 43 процента опрошенных признались, что читают несколько раз в неделю. Но это касается только учебы.

А вот в свое удовольствие регулярно читает лишь каждый третий . 27 процентов читают каждый день, 34 процента - несколько раз в неделю, еще 16 процентов берутся за книгу несколько раз в месяц.

Каждый пятый говорил о том, что у него совершенно нет свободного времени, поэтому для себя он ничего не читает, только литературу, необходимую для занятий. Но в душе большинство из них мечтает читать почаще.

На вопрос, зачем они читают, абсолютное большинство (80 процентов) ответили - ради удовольствия. Второй по популярности ответ (65 процентов) - отдых и возможность расслабиться.

В выборе книг старшеклассники доверяют мнению учителей, если дело касается учебы, друзей и родителей, если ищут книгу для себя. Готовы они поверить советам и рекомендациям в интернете.

Меньше всего, как выяснилось, подростки доверяют мнению библиотекарей.

Более того, половина школьников состоит в читательских или писательских сообществах - всевозможных группах в социальных сетях, сообществах любителей той или иной книги, творческих мастерских. По крайней мере, они сами так о себе говорят.

Более того, подростки готовы сами вести читательские блоги (12 процентов), готовить тематические поэтические сборники (11 процентов), писать «фанфики» и по мотивам прочитанного (10 процентов).

Неужели мы снова превращаемся в читающую страну? Но, к сожалению, не все так просто.

Ректор Литературного института имени Горького писатель Алексей Варламов , например, предлагает не обольщаться и не забывать о таком замечательном глаголе, как мотивировать.

«Читающих детей много - это правда. Но правда и в том, что это не значит, что они будут читать, когда вырастут» , - говорил он в программе «Тем временем» на телеканале «Культура».

А литературный критик, программный директор Института книги Александр Гаврилов напоминает, что

чтение и чтение литературы - это совершенно разные вещи.

Например, офисные менеджеры пишут и читают целыми днями, но этот навык восприятия информации никто не связывает с литературой. Поэтому он предлагает развивать навык чтения как понимание и выражение мысли, и отдельное литературное чтение как элемент эстетического саморазвития.

«Основная задача взрослых -
открыть в ребенке талант читателя»
С. Я. Маршак

Большой почитатель российской словесности В. Г. Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями отечественных классиков, чтобы с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова, поэтических образов, возвышенных порывов души:

«Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка - прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

  1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

  1. Читайте с ребёнком каждый день.

Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.

  1. Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам.

Читайте книги, описывающие ситуации, которые встречаются в его жизни - например, книжка о природе будет воспринята на «ура», если ребёнок перед этим побывал в лесу.

  1. Окружайте ребёнка книгами.

Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал - он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

  1. Читайте медленно и громко.

Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

  1. Читайте книги снова и снова.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

  1. Не давите на ребёнка.
  1. Показывайте свою заинтересованность.

Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

  1. В одной семье стало традицией отмечать «День прочитанной книги» (маленький семейный праздник).
  2. В другой семье, мама в один из дней недели для условно придуманной ею мышки, наливает в блюдечко молоко. Если дети читали книги, имели успехи в учебе - мышка выпивала молоко и оставляла на блюдечке подарок.
  3. Следующая игра - переписка с литературным героем. К примеру: литературный герой не погибнет, если ребенок прочитает книгу и напишет имя отрицательного персонажа книги в письме к нему. Далее переписка может быть продолжена. Мама, от лица героя, также письмом, поблагодарит за спасение.
  4. Если у ребенка потерян интерес к книге, можно предложить написать свой вариант окончания книги. Другие члены семьи могут написать свои варианты. Каждый оглашает свою концовку, которую сравнивают с авторской версией, т. е. книга будет дочитана.
  5. Следующий прием привлечения к чтению - это разгадывание кроссвордов, викторин по конкретному произведению. Чтобы их разгадать, ребенку придется прочитать произведение.
  6. Создайте свой «самиздат» на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи, писать очерки об увиденном на природе, размышлять о том или ином событии. А затем оформите домашнюю стенгазету, где помещайте его творения. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости.
  7. Чтобы привить у детей любовь к словам и буквам, нужно с ними больше играть в словесные игры: загадывать-разгадывать загадки, ребусы, учить забавные скороговорки, частушки-прибаутки и т. д.
  8. Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно.

Не кажется ли вам, что указанные пункты не так сложно выполнить?

Главное - захотеть! Вы только представьте, какое огромное спасибо скажут вам сын или дочка, когда станут большими и начитанными…

МАМАМ И ПАПАМ О КНИГЕ

Если у ребёнка слёзы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберётся, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Объясните детям: злой всегда наказан.
Добрый побеждает, быть им всяк обязан.
Всюду торжествует правда, а не сила.
В книге мир огромный: то, что есть - и было.
Дышат на страницах время и пространство,
И зовёт с собою ветер дальних странствий.
Подрастают дети и читают сами.
Если есть вопросы, задают их маме.
Мамы или папы, объясните детям:
Книга - дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы -
И улыбкой доброй озарятся лица.
Книга им поможет разобраться в жизни
И расти на радость маме и Отчизне.

Черных. с. Сива, Пермской области.

Познакомиться с лучшими книгами для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них можно на сайтах:

Учителя и родители найдут здесь профессиональные рекомендации по вопросам, связанным с поиском книг, формированием читательского вкуса у детей, подчерпнут разнообразную полезную информацию о состоянии современной детской литературы.

Интернет-журнал о детском чтении. Сайт для тех, кто воспитывает детей и читает им книги.
Вы хотите узнать, как правильно начинать знакомство малыша с книгами?
Вы хотите найти книгу, которая будет интересна и полезна именно вашему ребенку?
Книгу, которая станет посредником между ребенком и вами в разговоре на сложную тему?
Книгу, которая поможет ему полюбить чтение?
Вы хотите учить малыша самостоятельному чтению?
Тогда этот ресурс для вас!