Расстановки по Хеллингеру: описание метода. Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода Откуда появился метод расстановки по хеллингеру

Семейные или системные расстановки - это одна из психологических техник для поиска причин психологической проблемы и ее разрешение через работу с Родом или системой. Это очень солидарно с принципами Таропсихологии. Как я писала, (статья про тонкое строение человека), часть судьбы и жизненных сценариев, а также состояние тела (конституция, здоровье) мы наследуем по Роду.

Человек - часть системы

Системные расстановки можно использовать очень широко. Каждый человек одновременно является звеном многих систем - своей семейной системы, группы своих друзей, своей компании на работе, т.д. Если что-то поменять в одном звене, то изменится вся система. Дальше зависит от значимости звена. Например, если поменять что-то в мировоззрении директора компании, то эффект на деятельность компании будет куда больше, чем если что-то изменится в мировоззрении младшего бухгалтера.

С какими вопросами можно обращаться к расстановщику?

С теми же, с которыми можно обращаться к психологу: отношения, самочувствие, ситуация выбора, конфликт, т.д. Расстановка - это не волшебная палочка, а один из методов психологической работы, имеющий свои преимущества, такие как быстрая диагностика проблемы (можно докопаться до ее источника), наглядность для клиента (это как посмотреть со стороны спектакль про свою жизнь), скорость решения проблемы. Было замечено, что одной расстановкой клиент совершает несколько шагов навстречу решению своей проблемы (в длительной терапии темп может быть одна консультация = один шаг). Для кого-то этот метод по обозначенным причинам подходит, а для кого-то нет.

Как это выглядит и формат

Расстановку можно проводить в группе, привлекая в помощь других людей - так называемых "заместителей", можно на индивидуальной консультации с психологом назначать на роли предметы (расстановка на предметах).
Разные расстановщики могут работать немного по-разному. Мне посчастливилось обучаться расстановкам, в том числе, у основателя данного метода немецкого психотерапевта Берта Хеллингера, и я наблюдала, как он работает с клиентом: некоторые этапы могут опускаться, изменяться, оставаться невидимыми окружающим.

Классически процесс выглядит так:
1) клиент рассказывает психологу о проблеме/озвучивает запрос;
2) терапевт предлагает клиенту среди присутствующих выбрать заместителей на роли участников истории клиента; клиент выбирает людей (фигуры) и расставляет их в помещении;
3) заместители, следуя внутреннему голосу (это самая большая загадка для стороннего наблюдателя, поэтому об этом отдельно), двигаются по помещению, рассказывают о своих чувствах, взаимодействуют между собой (все происходит как в замедленном кино);
4) в какой-то момент терапевт вмешивается в процесс, добавляет или убирает фигуры, помогает всем участникам найти комфортное для себя место и таким образом разрешить существующую проблему/конфликт.

Специально для дистанционного формата нашего проекта я разработала метод проведения расстановки на предметах дистанционно, при помощи видеотрансляции в скайпе. Для расстановок я использую специально для этого созданные немецкими психологами фигурки человечков, а также метафорические карты.

За счет чего работают системные расстановки

Вроде бы в процессе расстановки мы ничего такого не делаем: участвующие заместители не являются семьей клиента, а чаще всего видят этого человека впервые в жизни. Клиент сидит на стуле (особенно, если это расстановка на предметах), а тем не менее жизнь клиента меняется, а часто меняется поведение его родственников и близких - тех, кто может и знать не знал, что он делал расстановку. Откуда результат? Открою вам маленький профессиональный секрет. Эффект держится на присутствии клиента - за счет изменения восприятия ситуации. Наши мысли материальны. И если в голове есть определённая картинка того, что происходит (например, убеждение: "этот человек - плохой"), то реальность будет подстраиваться под это убеждение. Т.е. человек действительно будет плохо поступать по отношению к вам. Ведь, как вы помните, большую часть информации мы воспринимаем невербально (ссылка на статью). Информация о том, как к нам относятся, не исключение. Если же поменять свое восприятие "проблемного" человека, то и его реакция на нас изменится соответственно. Наличие заместителей, проживающих ситуацию изнутри, и изменение их восприятия, также добавляет к результату.

Иногда у клиента совсем нет возможности присутствовать на расстановке. Тогда можно заказать дистанционную расстановку без присутствия (это означает, что клиент хочет расстановку, знает о том, что психолог для него работает, даже занет момент - например, сейчас, просто не может присутствовать по техническим причинам). Спрашивается, за счет чего работает такая расстановка, если даже клиент не видит, что происходит? Раскрою еще один секрет. Опять же, тут никакой мистики. Когда терапевт (психолог) узнает что-то о ситуации клиента и начинает с ней работать, он автоматически становится частью системы клиента. Т.е. здесь за процессом наблюдает сам терапевт. Его восприятие ситуации меняется, следовательно, меняется и сама ситуация.

Морфическое поле, или о той самой интуиции

Понятие морфического поля (информационного поля, поля Знания) - очень важная тема для Таропсихологии, поэтому ей посвящена отдельная . Здесь только кратко поясню, о чем идет речь. Информационное поле - невидимая и неосознаваемая система передачи информации между живыми существами. Существует оно благодаря вихрям пространства, так назваемым торсионным полям. Для торсионных полей нет ограничения ни во времени, ни в прострастве, ни в скорости. Для них нет препятствий. Они обладают памятью, сохраняют фантомы предметов, служат системой передачи информации. Фактически, это основа, невидимая ткань мироздания. Т.к. Человеческая мысль по своей природе торсионна, мы можем сопринимать и менять, или создавать торсионные поля, т.е. можем подключаться к полю Знания и получать из него информацию. Вот почему заместители в расстановках легко подключаются к состояниям и чувствам совершенно незнакомых им людей.

«Я понимаю, что меня разводят. Только не могу разобраться, как именно», - так сказал директор одной фирмы, когда увидел, как совершенно незнакомые ему люди двигаются по залу и говорят слова, слишком похожие на правду. Пока он называл этих людей именами своих сотрудников и расставлял их на ограниченном стульями пятачке, он понимающе улыбался: «Да, ребята, я столько участвовал в разных играх. Давайте поиграем. Я объясню Вам, что здесь не так». Постепенно, по мере развития действия в центре зала, его лицо меняло выражение.

Победоносная уверенность таяла, открывая растерянность и озадаченность. Откуда эти люди, которых он видит впервые в жизни, знают такие подробности о взаимоотношениях и ощущениях его сотрудников. Ведь даже с помощью шпионажа, на который не было ни времени, ни средств, невозможно узнать так много, вплоть до интимных подробностей личной жизни и скрытых черт характеров. Он признался в том, что никак не мог взять в толк, как участники группы выучили все роли, ведь назначал* он их сам, в произвольном порядке. Так и не найдя ответа, он загорелся детским любопытством: «а скажите-ка еще…». Да так, что пришлось останавливать и напоминать, по какому вопросу он пришел изначально.

*Назначение - заказчик расстановки называет выбранного им любого участника группы именем кого-то из членов своей системы (или объектом своей внутренней структуры). /прим.авт./

Этот директор прошел несколько типичных стадий знакомства с системно-феноменологическим методом Берта Хеллингера (далее - метод Хеллингера), который на территории СНГ, с легкой руки переводчицы Ирины Беляковой, получил название Семейная Системная Расстановка или Системная расстановка, так как метод уже вышел за рамки семейной терапии.

Вот примерная последовательность этих стадий:

  1. Недоверие.
  2. Желание разобраться (разоблачить).
  3. Удивление, доходящее до изумления: «откуда они знают?!»
  4. Тупик, недоумение, растерянность, смущение (иногда стыд, страх).
  5. Радость открытия при виде решения, облегчение, надежда на будущее.
  6. Ожидание чуда.
  7. «Это так просто, хочу всего и побольше».

Кто-то может пройти все шаги, кто-то - их часть. Некоторые шаги могут промелькнуть слишком быстро, на других человек может застрять надолго. Но обобщенный алгоритм приблизительно такой. И недоверие может оказаться подчас перспективнее, чем избыточный оптимизм в стремлении исполнить любое желание. Поверхностное отношение к тому, что заключает в себе дивную силу, еще не изученную и в малой толике, может принести вред больший, чем ожидаемая польза.

Это не просто метод - это явление народу феноменологии в действии. Никаких загадочных слов и умопомрачительных рассуждений - назвал и поставил. И получил информацию! Это шокирует, удивляет, смущает, радует, восхищает, вызывает негодование, но почти никого не оставляет равнодушным. Поэтому армия желающих пользоваться этим методом в качестве либо заказчика, либо специалиста стремительно растет. Всего 5 лет назад в Интернете можно было встретить 2-3 упоминания о посещении Хеллингером Москвы. Сегодня - 29 тыс. страниц с предложениями услуг и обсуждениями. Книги Хеллингера и других специалистов в системной терапии можно встретить в каждом отделе психологической литературы.

В виду такого количества публикаций и массовой наполненности всевозможных ресурсов, мы не будем останавливаться на подробном описании того, что уже многократно описано. Мы предлагаем зайти с неожиданной стороны и рассмотреть метод со всей искренностью, изначально присущей ему самому. Возможно, наша публикация вызовет нарекания в кругах, ратующих за непогрешимость. Однако мы считаем, что проблемная постановка вопроса ведет к открытию новых направлений, расширению горизонтов и углублению понимания. А это мы видим своей главной задачей в продвижении любимого нами метода. Со всем почтением к основоположникам, коих чтим всей душой.

Природа этого явления не имеет научной базы.

Это действительно так. Опуская теоретизирования на темы: Фрейд - подсознание, Юнг - коллективное бессознательное, Эйнштейн - квантовая физика, Вернадский - ноосфера, - все, что можно предложить логической стороне ума, просто посмотрим на происходящее взглядом стороннего наблюдателя. Обычные, ничем не отмеченные люди, просто называются именами. Например, «ты - мой дедушка»**.

**Это не ролевая игра, не имитация и не дублирование, хотя, возможно, психодрама, как групповая работа, могла вдохновить Хеллингера именно на такую форму. /прим. авт./

После того, как их назначили, люди, они же заместители, просто ставятся в зале. И потом они начинают чувствовать и преживать то, что не принадлежит им, то, что принадлежит чужой системе. Они не под гипнозом, они совершенно четко осознают себя, но, в то же время, реально чувствуют нечто иное: чувства, связи, отношения, события, которых они доселе не знали. ОТКУДА и КАК в них берется информация? И, самое главное, ПОЧЕМУ этой информации можно верить?

«Общая душа» - говорит основатель метода Берт Хеллингер. Это ничего не объясняет, кроме того, что мы многого не знаем. И потому метод называют феноменологическим***.

***Феноменология - беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. /википедия/

Так что же, вот он, этот самый опыт познающего сознания!? Но все равно вопрос остается: почему этому можно верить? И где гарантия, что следующие после правды слова, тоже правдивы? «Что есть истина?», - спросил Пилат. И не получил ответа, и умыл руки. А для обычного человека главным останется его «я». Либо я верю, либо нет. Это даже не религия. Это похоже на веру, основанную на экзистенциальном опыте, и потому нерушимую. Я в это верю, потому что опыт моего личного переживания говорит мне, что это так, раз за разом. Я убеждаюсь, что чувствую НЕЧТО и это уникально, и я могу это наблюдать. При этом мне говорят, что это не принадлежит мне, и меня это успокаивает. Я могу переживать все что угодно без опаски - ведь это «не мое». Еще больше придает уверенности то, что мой опыт подтверждается схожими переживаниями других людей рядом со мной.

Хорошо, а что, если это внушение? Массовый гипноз? Секта? Я верю тому, что переживаю, но люди под гипнозом тоже верят. Правда, после выхода из гипнотического транса, человек не помнит, что с ним происходило, мое же сознание сохраняет все ярко и отчетливо. Я не перестал быть собой, я расширил свое представление о своих возможностях и о мире вокруг меня. И больше того, я вдруг понимаю, что могу это чувствовать и за пределами семинара, без группы и ведущего. Я в принципе могу чувствовать состояния и эмоции тех людей, с которыми общаюсь. И я умел это всегда, но раньше не обращал внимания. Да, есть множество историй, как кто-то чувствовал то, что происходит с близкими, на огромных расстояниях. Оказывается, можно чувствовать не только близкого, а практически любого человека. Вот, беседуют двое рядом со мной, улыбаются. А я чувствую - напряжение. Вот сотрудница подходит с вопросом, а я чувствую - переживание ребенка перед родителем. Это - не фантазия, это - реальность.

Но вопрос остается: насколько я могу доверять самому себе, когда чувствую другого человека? Насколько я могу верить каждому отдельному заместителю в каждом конкретном случае?

Вред №1: мысли, а точнее домыслы заместителей.

Чувства истинны, но «мысль изреченная есть ложь». Выводы может делать тот, кто наблюдает и видит систему целиком. Выводы же отдельного заместителя не только бессмысленны, но и вредны. Они могут исходить, и исходят обычно, из ценностей, мировоззрения и способа мышления именно этого человека, личности. Для истинной же картины необходимо, чтобы личность отсутствовала, и мы бы получали информацию о состоянии объекта и его отношениях к другим объектам в чистом виде****, без искажений оценкой и выводами. Заместителей, которые слишком много говорят (как правило, самоутверждаясь в этом), надо обучать выдавать правильную информацию, или менять на тех, кто может не думать, а чувствовать и наблюдать за чувством. Сюда же, к домыслам, можно отнести и показательные переживания «на публику». Все эти попытки перетянуть одеяло на себя, проявить себя главным в расстановочном процессе, могут свести на нет работу остальной группы.

****Справедливости ради отметим, что в идеальном чистом виде мы пока что получить информацию не можем, при нынешнем состоянии человека, как информационного канала. Поэтому, когда мы говорим о чистоте, то имеем в виду информацию, максимально свободную от оценочного воздействия личности.

Хорошо, мы убедились, что метод реален, т.е. с его помощью можно получить уникальную информацию о системе человека, при условии, что ведется правильная работа с заместителями. Но возникает следующий вопрос.

Полезно ли это все, на самом деле, для заказчика?

Есть несколько разновидностей этого вопроса: Это не работает. Это работает не так. Это может быть опасно. Это может быть как полезно, так и опасно. И в таком случае, чего больше? Вреда или пользы?

Мы получили информацию от заместителей в системе, расставленной здесь и сейчас. Заказчик (клиент), практически всегда, увидев, что там на самом деле происходит, задает вопрос: «Что же с этим делать?». Собственно, он потому и пришел, что хочет что-то «с этим» сделать. И вот тут начинается множество вопросов от «имеем ли мы право вмешиваться?» до «почему именно так?».

Если говорить о политике невмешательства вообще, то на самом деле невозможно жить в этом мире и не вмешиваться в него. Мы вмешались уже при рождении. И каждый наш шаг, каждый выбор, который мы делаем, каждая мысль - это вмешательство в мир, в окружающую систему, точнее наше взаимодействие с миром. Метаболизм с окружающей средой - это условие жизни. Попытки повлиять на ход событий и истории, изменить окружающее пространство на более комфортное, всегда были присущи человеку и человечеству. И в личной жизни, чтобы улучшить отношения, люди стараются угождать или наказывать, чтобы что-то исправить в теле, обращаются к врачам, чтобы повлиять на духовную сторону жизни - читают молитвы, аффирмации, ходят на тренинги и покоряют вершины. И то, что сейчас нам открылся этот необъяснимый метод - может быть и это не случайно? Это следующий шаг в нашем взаимодействии с миром. Тогда надо учиться делать это правильно. А что такое правильно? И чем чревато неосторожное воздействие?

Тем, кто не видел фильм «Эффект бабочки», советуем его посмотреть как учебное пособие по взламыванию мирового порядка. Герой фильма все время хотел исправить ситуацию, сделать как лучше. И чем дальше, тем ужаснее были последствия. Особенно гениальна режиссерская версия фильма, которую Голливуд отверг (не хватило видения у продюсеров). Там выход был в том, что герой вообще не должен был родиться, ибо его рождение - это желание родителей, преодолевших запрет высшей системы.

А как в жизни проявляется этот «Эффект бабочки»? Вы удалили папиллому, а через 10 лет вам ставят тяжелый диагноз. Вы попросили вечного счастья для близкого человека, и вдруг он погиб в аварии. Вы группой помолились за страну, а на другом конце мира упали два небоскреба. Совпадения?

Может, лучше вообще ничего не трогать, ни к чему не прикасаться и никуда не вмешиваться? Увы, знаете ли вы последствия своего неделания? Отказ от действия, где ты мог сделать и побоялся - это тоже действие.

Выходит, мы обречены жить и взаимодействовать с системой, и вмешиваться в нее каким-то образом, создавая что-то лучшее или худшее, или просто иное. А вот что привносит в это взаимодействие метод Хеллингера? Не увеличивает ли он опасность?

Ответ простой: Если метод эффективный, то он может и навредить. Если он безопасный, то он не эффективный. Потому что мы не можем истолковать эффект ни в какую сторону, не зная до конца, где плюс, где минус, делая выводы с высоты своих сегодняшних пониманий, даже если считаем их очень высокими.

И в самом деле, насколько мы имеем право наводить порядки (одна из первых книг Б. Хеллингера по системной расстановке так и называется «Порядки любви») там, где не мы их нарушали? И кто сказал, какой порядок правильный? Почему надо слушать в этом мнение Хеллингера, который на многих читателей наводит ужас своими радикальными фразами. «Еврейский народ только тогда найдет мир с самим собой, своими арабскими соседями и со всем миром, когда каждый еврей прочитает молитву за упокой души Гитлера.» (Хеллингер, “Mit der Seele gehen”, 2001, стр. 50) - за это высказывание его называли фашистом. «Муж — всего лишь громоотвод, он вовлечен в динамику, потому что они все вместе действуют против него» (Г.Вебер. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера, М. 2002, стр.80) - это об инцесте между отцом и дочерью. И вообще в инцесте, по Хеллингеру, виновата мать. А первая жена важнее нынешней. И младший ребёнок наименее важный в семье. А за зло надо отвечать злом. И сила находится у убийцы, убийца - первый, кого надо принять в свое сердце. Кошмар, что ж это за бесчеловечные порядки? Может, наш народ сошел с ума, что принимает «на ура» этого немца с его надуманными правилами?

Но те, кто видел Берта Хеллингера, почему-то не ужасаются, а восхищаются. Почему? Снова гипноз? Как писали в интернете: «пришел человек посмотреть, его и завербовали»? А может дело все в том же: его метод - не теория? Бесполезно пытаться описать всю полноту таинства встречи с запредельным, т.е. с тем, что за пределами обыденных представлений.

И фразы Хеллингера часто звучат провокационно, потому что именно провокация дает возможность выявить противоречие, живущее внутри человека, пережить то, что не принималось и обнаружить, что стал видеть больше, чувствовать глубже и понимать иначе? Осознание противоречия, решение парадокса - это и есть решение в кризисной ситуации. Умение принимать противоположные точки зрения - это и есть настоящее приятие. Когда человек смог перешагнуть свои собственные ограничивающие рамки, он переходит на уровень выше, и тогда ему открывается, то, что связывает противоречивые части, общий смысл, который Хеллингер назвал энергией любви. Может потому так много людей идет за его методом, что все стремятся к одному и тому же? К любви… И тех, кто пережил море любви в точке разрешения конфликта, поток энергии жизни, заблокированной много лет, тех не запугать «неправильными фразами». Тем более, что эти фразы часто вырываются из контекста, а общий смысл так и остается непонятым.

Лишь бы только поклонники Берта Хеллингера не канонизировали его живое течение Духа в мертвый свод правил. Момент истины жив только один момент. В следующий момент - это уже не истина.

И все же… и это понимание не делает нас всемогущими. Не дает возможности получить то, что мы с высоты муравьиной значимости ожидаем. Но что это нам дает? Ведь сколько мы тут не понапишем, а заказчик ищет чуда и хочет решения! «Любви? Хорошо, давайте любви! Я согласен!». А что будет с тобой потом? «Всё будет хорошо!». Но мы никогда не знаем, какой получим эффект бабочки. Система меняется так, как может и должна. Единственное, что мы на самом деле можем благодаря гениальной находке Хеллингера - получать системную информацию от заместителей - увидеть проблемную зону и выйти на точку напряжения. И то не всегда, а только если правильно эту зону обнаружили и вышли именно в нужную точку (об этом подробнее в следующей статье). Если это получилось без потери информации и энергии, то вы можете сделать одно движение - как стрелочник, переводящий стрелку. Одна фраза, взгляд, истина в этом моменте - и паровоз перешел на другой путь. А что ждет на этом новом пути? Расстановка хоть и системная, но, в любом случае, вы сможете увидеть только часть системы.

Вред №2. Системная расстановка реально вносит изменения в жизнь и вам приходится сталкиваться с тем, что вы не знаете!

Если бы мы всегда избегали этого, то не занимались бы сексом, не шли на новую работу, не рожали и не рождались бы. Жизнь - это столкновение с тем, чего я не знаю (и смерть тоже). И когда человек хочет что-то изменить, и он уже убедился - то, что он делал раньше, его не устраивает, и там он не может больше находиться, то тогда он готов встретиться с чем-то неизвестным. И только внутри него есть этот сигнал - пора, вперед! Если это можно сделать не вслепую, а с помощью метода, дающего больше видения, метода, который помогает осознанно преодолеть препятствие, то почему бы этим не воспользоваться?

Да, почему? Почему в людях так сильно сопротивление изменениям? Они защищают самих себя, привычных и знакомых себе, от того «Я», которое может быть опасным. Это защита от своей «тени», запрет заглядывать на темную сторону луны.

Преодоление внутренних барьеров связано с теми тайнами и глубоко спрятанными травмами, которые человек хранит за семью печатями. Чтобы освободиться от того, что держит, необходимо взглянуть в глаза своему страху, своему подавленному чувству. И больше того, мы не просто открываем запретную дверь прошлого, но и предлагаем человеку пережить его заново, что бы там ни оказалось: стыд, боль, унижение, кошмар, ненависть. Само по себе это задание не из легких, но, к тому же, сверху накладываются социальные запреты. Большинство современных людей привыкли подавлять свои чувства и контролировать эмоции. Непосредственный эмоциональный всплеск на глазах окружающих - это уже поступок. И даже решившись на него на семинаре, после, в привычной жизни человек может чувствовать себя растерянным - он уже не может носить прежнюю маску, но не умеет вести себя непосредственно.

Еще одно проявление этих изменений - смена окружения. Вас могут бросить старые, казавшиеся неизменными и незаменимыми, друзья, или Вы оставите их, потому что играть в старые игры уже не интересно. Может измениться семейное положение, причем, в любую сторону. Вы можете оказаться ввергнутыми в кипение страстей или в полосу отчуждения. И все это не всегда вызывает восторг, хотя направление изменений может быть позитивно в будущем, но стресс приходится пережить сейчас.

Вред №3. Системная расстановка проявляет скрытые чувства. И с этим потом приходится жить.

Приходится перестать быть роботом и возвратиться к жизни, где есть как радость, так и боль, как восторг, так и страдания.

Такой резкий переход пугает не только заказчика. Представьте, что именно Вы проводите расстановку и ваш клиент впадает в истерику при виде открывшейся картины. Что Вы при этом испытаете? Нормальная человеческая эмпатия может привести к тому, что и Вы окажетесь близким к истерике. И тогда ведущий уже ничего не ведет, процесс никем не наблюдается, и в каком тупике все оказались, никому не известно. Или Вы захотите помочь, облегчить его страдания, утешив, объяснив, что все не так страшно? Тогда Вы уводите человека от решения, выступая в роли спасателя и утверждая его в роли жертвы. Заказчик утверждается в том, что его проблем так тяжела, что никому не под силу, попросту не решаема.

Нам приходилось слышать мнение заслуженных специалистов о том, что не надо разрешать клиенту испытывать слишком тяжелые эмоции. Но как ведущий измерит тяжесть эмоций? Почему он берет на себя право решать степень эмоциональной тяжести и меру допуска? При таком подходе необходимо не искать точки напряжения, а тщательно обходить их, чтобы избежать нечаянного взрыва. Тогда можно часами наблюдать бесцельное хождение заместителей по залу. Дошедшая до изнеможения группа уже не в состоянии ни чувствовать реальные переживания, ни реагировать, ни выдавать информацию. А заказчик рад любому завершению и уже потому чувствует облегчение. Слава Богу, долго мучились, есть надежда, что что-то получилось. Но тогда, что это было? В чем смысл длительного процесса? Если узел не развязан, то решения нет.

Еще интереснее частичный вход в проблемное пространство. Сделал три шага навстречу препятствию - стоп. Остальное сделаешь через месяц. Возможно, для кого-то очень важно считать себя настолько проницательным и могущественным, и думать, что он может контролировать процессы течения энергии и регулировать их, как подачу газа в газопроводе. Но в чем истинный смысл контроля? Чего же боишься ты сам, расстановщик?

В одном научно-фантастическом рассказе был такой диалог двух пришельцев:

Отчего люди такие нервные?

Они думают, что все могут, и они постоянно боятся, что у них не получится.

Есть еще такой термин, как экология. Насколько экологичны изменения после интервенции в живую систему с помощью специалиста? Строго говоря, они вообще не экологичны при любой степени интервенции. Эффект бабочки: достаточно самого малого воздействия для получения непрогнозируемого результата разрушительной силы.

В то же время, раз наставники и прочие дипломированные знатоки человеческих душ существуют, то они тоже часть системы, значит экологичны изначально.

Дзен-мастера били учеников, стремящихся просветлеть, палкой. Ученик мог просветлеть или умереть. Это считалось в тех кругах экологичным и никто это не оспорил до сих пор.

Врачи наблюдают за страданиями пациента после операции без содрогания. Это считается нормальным и экологичным. А наркоманам и вовсе предлагают испытывать дикие муки во время лечения, и ломка в процессе выздоровления также считается экологичной.

Ответственность за результат и ее разделение.

Кому и насколько человек доверяет себя любимого? Что он ищет, когда обращается за помощью?

Как мы говорили выше, если ищешь эффективное решение, то без риска не обойтись. Если ищешь безопасность - не стоит надеяться на эффект. Опасность, напомним, заключается в изменении качества жизни. Поэтому есть две большие разницы. Либо мы играем в игры: умные, психологические, веселые, детские и разные, лишь бы безопасные. Либо ответственно принимаем решение и следуем туда, где таится неизвестность будущего, даже если страшно и не совсем комфортно. Мы не оцениваем, какой выбор правильный. Для каждого важно что-то свое и дело не в желании преодолевать трудности. Игра может быть сложной и серьёзной, а решительный шаг в реальность вдруг окажется легким и приятным, или наоборот. Но всегда есть существенное различие: кто-то выбирает игру, а кто-то встречу с жизнью.

Для того, кто ищет игру, есть опасность встретить расстановщика, который столкнет его с реальностью. Это просто караул! Встреча с тем, чего человек видеть не хотел и даже не собирался - как убийственный удар палкой. К просветлению не готов - получил психологическую травму.

Для того, кто ищет реальное решение, есть опасность попасть на расстановщика, который вроде бы и показывает истину, но при этом избегает выхода на нее лицом к лицу. И кажущийся уход от опасности на самом деле может обернуться большим вредом. Человек уже искал ответ, значит, внутренне знает, что это важно. Он был рядом и не получил его. Следующая встреча с тайной может состояться в реальной жизни, которая не особо церемонится в методах воздействия. И удары бывают не только неприятные, но и непоправимые. Жизнь часто не оставляет второго шанса и учит нас совсем «неэкологично».

Примеры. Сын уходит из жизни за отцом, которого не смог вовремя принять.

Женщина из двух решений: следовать за больной матерью или жить счастливо, осознано выбрала первый вариант и через полгода ее не стало.

Есть и другие примеры. Пять лет назад мужчина в возрасте «за сорок» пришел с запросом «не хочу жить», и он на самом деле уходил, как показала его расстановка. Интервенции и другие попытки повернуть его к жизни не дали результата. Тогда ведущий (Зелинский А.В.) просто открыл ему то, что происходило, после чего предложил прийти домой и написать завещание. Это не было легким решением ни для ведущего, ни для клиента. И только то, что клиент поверил в серьёзность ситуации, позволило системе развернуться на 180 градусов. Этот мужчина жив и для него все поменялось. Но никто в момент расстановки не мог дать никаких гарантий.

Все поменялось и для четырехлетней девочки, мама которой буквально прибежала с криком о помощи. Ребёнок две недели находился в реанимации, и врачи были бессильны помочь. Вместо того, чтобы дежурить у постели ребенка, мама пришла на расстановку и поклонилась своим не родившимся семерым братьям и сестрам. Это было решение, в которое она поверила. Она сказала заместителю дочери: «Спасибо, что ты показала мне их. Ты все сделала правильно». Через 15 минут после этой фразы, на другом конце города, в реанимации, девочка открыла глаза и попросила конфету. Через два дня ее выписали из больницы.

Невозможно сосчитать все потрясающие истории, каждая из них уникальна. Наш опыт показывает, что мы не в силах управлять жизнью и смертью. Мы ничем, по большому счету, не управляем, но нет другого правильного действия, кроме как открыто взглянуть в глаза реальности, признать истину в точке напряжения, там, где она рождается в ослепительной вспышке осознания. Что после этого последует, куда повернется система? Это зависит не от нас. Наша задача - быть проводником в реальность для заказчика, двигаться вместе с энергией его системы, и с уважением принимать любой выбор.

Мы снова перекликаемся с темой о вмешательстве в жизнь и этике этого вопроса. Нет людей, которые не вмешивались бы. Но некоторые так боятся столкновения с жизнью, что ищут специальных разрешений для этого, оставаясь как бы в безопасности. Но ни диплом, ни сертификат не дает гарантию от нанесения вреда. Или от неделания пользы. Разве что индульгенцию, причем не духовную, а социальную.

Сертификат - это ни хорошо, ни плохо. Но проблема выбора специалиста остается.

«…чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» (Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

Наверное, герои Булгакова правы. Чтобы определить писателя, нужно прочитать, что он пишет. Чтобы определить, доверяешь ли ты себя специалисту, необходимо увидеть, как он работает. Нет единого правильного критерия, объективного правила. Все зависит от того, чего ищет Ваша душа именно сейчас, на каком этапе своего пути Вы находитесь (можно позволить себе играть или есть готовность к чему-то серьезному), из чего приходится выбирать и что подскажет Вам внутренний голос. При этом ответственность заказчика в том, кого он выберет себе в расстановщики (по Хеллингеру, помощники), и как примет результат расстановки. Ответственность же за проведение процесса лежит целиком на ведущем.

Вред №4. Отсутствие критериев правильного выбора. Зависимость результата системной расстановки от условий ее реализации: специалист, время, обстоятельства.

Вред №5. Ничего однозначно определенного в этом методе нет. И попытка довести феноменологический метод до схематических операций может не только свести на нет все его преимущества, но нанести вред.

Например, есть правило, практически аксиома - следовать за системой, которое вроде бы очень правильно, что мы охотно поддерживали выше. Есть очень хорошая мысль Хеллингера, что энергия течет там, где истина. И вот наблюдается такая тенденция у многих расстановщиков: они просят заместителей сделать интервенцию из их точки системы, т.е. предлагают: «скажи то, что бы ты хотел сказать тому объекту (той фигуре)». Здесь происходит подмена истины человеческими заблуждениями и попытка расстановщика спрятаться от ответственности под маской следования. Только следуют они не за энергией системы, а за усилением проблемы, которую озвучивают заместители. Какой смысл в системном методе, если решение ищется изнутри проблемы? Заказчик и так находится там. Кроме того, о мыслях заместителей мы уже писали - там не только нет истины, там еще и домысливания. В итоге есть опасность получить иллюзорное решение, которое многократно утвердит и подтвердит существующее положение вещей, усилив скрытую причину проблемного состояния.

Также тщетны попытки составить и выучить наизусть список разрешающих фраз, найти схему безошибочных действий на все случаи жизни.

Задача и ответственность ведущего - находиться над системой и вне ее, одновременно чувствуя течение ее энергии. Это не пассивная роль. Она должна быть активна в наблюдении и восприятии, и при этом ненавязчива. И опыт ведущего, очень важный для его профессионализма, никогда не должен мешать непосредственному восприятию из состояния «незнания». Чтобы находится в этом состоянии мало иметь желание, амбиции или дипломы. Для этого необходимы постоянные практические тренировки. (Подробнее о роли и задачи ведущего, а также о технике проведения эффективного расстановочного процесса планируется рассказать в следующей статье).

Применение метода Хеллингера настолько просто и естественно, что он входит в обычную, повседневную жизнь все шире и неудержимее. Этот поток невозможно остановить. Источнику не нужно спрашивать пути. Сколько не ставь на его дороге запрещений, ограничений и как ни пытайся его поймать и стать единоличным владельцем воды, он все равно растекается, просачивается и избирает свои дороги. И предостерегающие крики о том, что надо спросить разрешение, где течь и откуда пить, скорее вызваны желанием сконцентрировать на себе власть и финансы, или же страхом их потерять.

Мы иногда переоцениваем возможности своих знаний. Система всегда мудрее и сильнее наших желаний, предосторожностей и безрассудств. Как в частном, личном случае, так и в глобальном развитии, например, метода Хеллингера, который уже не спрашивает даже своего родоначальника о том, как ему развиваться дальше.

Системные порядки - это не статика, а ощущение естественной динамики преображающего поля, взаимодействие энергий тонких полевых структур, создающих неповторимый узор, в котором можно прочесть так много информации, что у нас не всегда хватает знаний и качества мыслительного процесса, чтобы это понять и переварить. Недаром на английском языке метод называют constellation - созвездие.

Мы видим задачу нашего Центра в том, чтобы углублять и развивать то, что подарил нам Берт Хеллингер. На сегодняшний день у нас достаточное количество открытий, чтобы делиться с пытливыми умами и стимулировать Сотворчество в бесконечном движении Духа к познанию. А также для того, чтобы понять, насколько безбрежен открывающийся в этом познании мир.

Системные расстановки - это сравнительно новая, но уже хорошо зарекомендовавшая свою эффективность, методика профессиональной помощи. Эта методика позволяет найти решения личных внутренних проблем отдельного человека и семьи вцелом, найти и устранить подсознательный конфликт, являющийся причиной хронического или психосоматического заболевания . Также, метод системных расстановок позволяет диагностировать проблемы взаимоотношений и взаимодействия в рабочих коллективах и любых других группах людей . Основа метода - это общее, коллективное подсознание, открытое еще Карлом Густавом Юнгом. Берт Хеллингер (основатель метода) называет этот феномен "знающим полем".

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют в том числе и различные неосознанные (подсознательные) сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет увидеть эти сценарии, проработать их, чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых мы не можем выйти осознанно.

Хеллингер, создавая метод семейных расстановок, основывался на изучении и синтезе различных школ психотерапии. В частности, он успешно использовал выводы школы психоанализа, гипнотерапии, «первичной терапии», традиционной семейной терапии и других направлений. Также, в основу метода легли собственные уникальные открытия ученого.

Одним из открытий Берта Хеллингера является осознание того факта, что внутри этой семейно-родовой системы существуют и действуют определенные законы . По этим законам существует, развивается и живет любая семейная система (Ваша тоже). Понимая эти законы, мы можем объяснить, на первый взгляд, необъяснимые поступки людей и события. Также, зная их, мы можем исправлять ситуацию в своей жизни. Подробнее о четырех главных законах семейной системы читайте ниже. Методы исправления ситуации и "разрешающие фразы" Вы можете увидеть в приведенных видеороликах и прочитать в книгах Берта Хеллингера.

Что такое системные нарушения и системная терапия в психологии? Как проводятся расстановки (видео):

Как проводит расстановки сам Берт Хеллингер (видео с его семинара)

Расстановка проводится по принципам системно-феноменологического подхода и представляет собой уникальный метод быстрой терапии , ориентированной на решение существующей проблемы. Она позволяет не только провести диагностику любой сложной жизненной ситуации, но и найти причины ее возникновения - увидеть, что же, на самом деле, происходит в глубине Души. А зная причину существующей проблемы, можно ее устранить…

4 закона, которые используются во время расстановок

Эти законы хорошо объясняет на своем семинаре ЭЛИНА ЗИЦЕР, семейный системный психолог, расстановщик:

Более глубоко и подробно о том, что происходит в душе человека во время расстановок.

Просто посмотрев это видео можно понять причины проблем в своей жизни:

Почему ребенок постоянно болеет?

Наглядная иллюстрация по теории законов, открытых Бертом Хеллингером:

Что такое расстановки в классическом формате Б. Хеллингера? Какие виды расстановок бывают? Откуда расстановки появились? Какие методики были родоначальниками. Чем отличаются расстановки по Хеллингеру от метода психодрамы?

Интервью с основателем метода - Бертом Хеллингером

Метод семейных расстановок - как он появился? Что такое расстановки? Как они делаются? Примеры из расстановок (почему ребенок не хотел учиться, как влияют прошлые связи родителей на поведение детей и что нужно сделать родителям, чтобы освободить своих детей от этого влияния, как влияют аборты на ныне живущих детей и что можно сделать, чтобы этого влияния небыло).

Духовные аспекты семейных (системных) расстановок, совесть, порядки любви. Где применяются расстановки? Как удается любовь между мужчиной и женщиной?

В истории психологии и психиатрии есть несколько знаковых имён: Фрейд, Юнг, Павлов, Роджерс, Гроф... Сегодня в гостях у Андрея Ермошина (ведущего телепередачи "Взрослые игры") человек, который находится в этом ряду первооткрывателей в области психотерапии. Это профессор из Германии, автор метода семейных расстановок, Берт Хеллингер . Собеседники обсуждают духовные измерения его работы, те, почти мистические, явления, которые наблюдаются в практике расстановок. В беседе затронуты и аспекты взаимоотношений мужчины и женщины, почему возникает конфликт, как сделать отношения действительно близкими.

Нужно ли делать расстановку или воспользоваться другим методом? От чего зависит результат?

В самом начале с человеком идёт небольшая консультация по поводу его проблемы, задаются вопросы и выясняется насколько метод расстановки адекватен данной ситуации. Если проблема «странная», её причины не видны в текущей жизни человека, то лучше сделать расстановку. Иногда делается диагностическая расстановка - чтобы посмотреть что происходит в системе. Для того чтобы расстановка лучше прошла, у клиента должна быть сильная потребность и личное глубинное желание устранить проблему. Когда человека кто-то привёл или подталкивает сделать, то делать расстановку не стоит, она просто "зависнет" и будет прервана расстановщиком из-за отсутствия динамики (энергии для изменений), человек сам должен «созреть».

Что такое "разрешающие фразы" в расстановках?

Разрешающие фразы, это фразы направленные на решение ситуации в расстановке, устранение переплетений. Они проявляют то, что есть на самом деле. Например, признание дочерью иерархии и своего места в системе: «Мама, ты - большая, а я - маленькая. Ты - даешь, а я - беру» (также может совершаться какое-либо действие для закрепления, в данном случае может быть поклон). Или: «я поступаю с сыном, также как ты поступал со мной, папа». Еще: «я родился ценой твоей смерти. Я принимаю и сделаю со своей жизнью что-нибудь хорошее, в память о тебе». Разрешающие фразы зависят от контекста, от того что происходит в системе. Чтобы возник терапевтический эффект, необходимо чтобы фраза была не просто сказана, а прочувствована.

  • Вот хорошая статья с ответами на многие вопросы: книгасилы.рф/book/268
  • Книги Берта Хеллингера (их легко найти и скачать в интернете)

Как научиться расстановкам, тонкие духовные моменты, обзор расстановочных методик и принципов

Это удивительное интервью Елены Веселаго (ученицы Б.Хеллингера, расстановщика с огромным стажем и основателя своей школы) затрагивает не только "расстановочные" темы, но и прикладные, изложенные с точки зрения системных принципов. Например: Как психологам эффективнее искать клиентов. "Люди приходят в психологию, когда внутри есть что-то, что требует исцеления." Кто такой расстановщик - шаман или психолог? "Я использую и те и другие методы и не вижу в этом никакого противоречия". О проблемах в некоторых направлениях психотерапии. "Многие забыли про душу".

Психология - это очень сложная наука, которая имеет множество различных подходов к восприятию человека, к его психике, к тому, что происходит у него в голове. Есть те методы, которые принято считать научными, так как их эффективность подтверждена практикой в течение многих лет. Но постоянно появляются новые и новые подходы, и некоторые из них дополняют научную составляющую психологии (естественно, с течением времени, когда они тоже проходят своеобразную проверку_. Однако многие методы так и остаются неофициальными - их не признает научное сообщество, но при этом они остаются актуальными в узких кругах. Одним из наиболее ярких примеров являются системные расстановки - психологический подход, который, несмотря на то что его в течение многих десятилетий так никто и не признал, до сих пор остается актуальным и используется внушительным числом его сторонников. Что же представляет собой этот метод? Как происходят системные расстановки? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

В чем суть метода?

Системные расстановки - это нетрадиционный подход в психологии, который основывается на том, что все проблемы человека происходят из семьи, а точнее из семейной системы. Поэтому суть данного метода - это воспроизведение данной системы на сеансе, чтобы разобраться в ней и отыскать истинную причину проблемы. Это воспроизведение происходит в реальности и называется расстановкой.

Системные расстановки практикуются уже довольно давно, однако до сих пор так и не получили признания научного сообщества. Но люди не всегда обращаются к профессионалам - иногда им ближе то, во что они хотят верить, а в этот метод верят очень многие. Возможно, причина заключается в том, что его создатель является не только психологом, но еще и богословом, духовным учителем.

Основатель движения

Раз уж речь зашла о том, кто именно основал этот метод, то стоит задержаться на данном человеке. Системные семейные расстановки - это дело рук Берта Хеллингера, известного психолога, который родился в 1925 году в Германии. Он долгое время занимался психологией, работал психотерапевтом, однако, как уже было сказано ранее, он также являлся и богословом. И в восьмидесятых годах прошлого века Хеллингер открыл и ввел в обращение метод, о котором идет речь в этой статье. Именно поэтому зачастую его называют «Системные семейные расстановки по Хеллингеру». Такая вариация первична и наиболее востребована.

Корни метода

Метод системных расстановок является оригинальным ответвлением психологии, однако при этом у него также имеются свои корни. Хеллингер создал этот метод, основываясь сразу на нескольких психологических движениях, которые были актуальны в те времена. Однако если выделять самый главный метод, который больше всего повлиял на системные расстановки, - это скрипт-анализ Эрика Берна. Суть этого метода заключается в анализе жизненных ситуаций каждого человека (этот психолог также полагал, что все проблемы идут из семьи). Он считал, что у каждого человека имеется свой жизненный сценарий, по которому он движется. Сценарий формируется в детстве под воздействием родителей и окружающей среды и в будущем может лишь немного корректироваться.

Хеллингер действовал именно в соответствии с данным методом, но в определенный момент понял, что он имеет свои недостатки - в итоге он разработал свой подход. Позже он уже был назван системными расстановками и известен по сегодняшний день именно под таким названием. Системные расстановки Берта Хеллингера имеют довольно большую популярность в узких кругах. Пришло время разобраться, что именно собой представляет этот подход.

Проблемная ситуация

Итак, что же подразумевал Системные расстановки - это не просто психологический термин, расстановки проходят на самом деле, и вот как это происходит. Для начала должна быть какая-либо проблемная ситуация одного из участников психологического сеанса. Собственно говоря, эта ситуация представляет собой элемент определенной системы, чаще всего семейной. Именно с ним и предстоит иметь дело группе, которая участвует в сеансе. Метод системных расстановок Берта Хеллингера предполагает участие всех людей, даже тех, кто не знаком ни с тем человеком, чью проблему рассматривают, ни с кем-либо из его семейной системы.

Как происходит расстановка?

В центре внимания сеанса находится история клиента, его проблемная ситуация. Все участники сеанса образуют большой круг, а проблема представляется в плоскости в пространстве между всеми людьми. Каждый элемент системы сначала представляется в воображении, а затем его место в реальном мире занимает человек, которого называют заместителем. В течение сеанса он представляет собой конкретного члена системы - таким образом, восполняется вся система, и каждый получает свою роль. Именно так и происходит расстановка. При этом делается это все тихо, медленно и сосредоточенно. Каждый участник концентрируется на своих ощущениях, пытаясь проникнуться сущностью того человека, кого он замещает на сеансе.

Заместительское восприятие

Как уже было сказано ранее, заместители могут не знать ни клиента, ни его родственников, в том числе и того человека, кого они замещают в системе. И клиент ничего не рассказывает о них группе, поэтому людям приходится сосредотачиваться и пытаться самостоятельно осознать, какую именно принадлежность они имеют. Это называется заместительским восприятием - люди должны без посторонней помощи стать тем человеком, которого они замещают. Таким образом, нехватка информации компенсируется именно этим феноменом заместительского восприятия, без которого процесс был бы попросту невозможен. Вполне вероятно, именно это и отталкивает профессиональных психологов и психиатров от данного метода - в нем очень много неопределенности, которую никак невозможно компенсировать научно, чтобы позволить называть метод системных расстановок профессиональным.

Источник информации

Главным источником, из которого участники получают информацию о проблеме, о клиенте и о системе в целом, является так называемое «поле». Именно поэтому людям приходится концентрироваться и работать в тишине - так они пытаются наладить связь с полем, чтобы получить необходимую информацию о том, кого они замещают в системе, а также о том, какие именно «динамики» имеются у их персонажа с остальными участниками системы. Именно таким образом и происходит системная расстановка - каждый участник превращается в заместителя, вживается в свой образ, черпая информацию из поля, а затем все участники пытаются воспроизвести проблему и решить ее. Психотерапевт, который называется расстановщиком, руководит всем этим процессом, дает людям наиболее подходящие для них роли, а также пытается помочь им решить проблему в процессе расстановки.

Главной целью всего этого процесса является точное воспроизведение ситуации, чтобы клиент мог ее увидеть вживую, понять ее и принять свою проблему. Только когда ему удается это сделать, сеанс считается успешным. Тогда считается, что ему больше не нужно воспроизводить конкретную проблему в условиях расстановки, так как он смог ее осознать и теперь может заняться ее решением.

Выводы

Как сообщают люди, которые практикуют данный метод, он действительно помогает - участники могут взглянуть на свою ситуацию с другой стороны, попробовать оценить происходящее беспристрастно, не ассоциируя все действия со своими родными и близкими людьми, что не дает мыслить рационально. И когда человек видит ситуацию, исполняемую в реальной жизни незнакомыми людьми, он может понять, что это действительно его проблема - и тогда он может начать искать ее решение. Зачастую клиент самостоятельно не способен не только решить свою проблему, но даже ее увидеть - именно для этого и используется расстановка. Клиент смотрит на ситуацию посторонним взглядом и получает шанс увидеть в ней проблему вообще, а затем распознать в ней свою собственную.