Подросток 14 лет не хочет делать уроки. Психолог советует: что делать, если подросток не хочет учиться и обманывает? Поддерживайте позитивное общение

Хочу рассказать о недавней консультации одной семьи и итогах этой консультации. Очень хороших итогах.

Обратился мой синтоновский ученик, Андрей, проходивший несколько лет назад занятия на моих тренингах. Толковый, разумный, успешный в делах, у него семья и двое детей. Со старшей, ей 14 лет — проблемы. Ее зовут Таня, ситуация стандартная — ленится. ничего не делает и не хочет делать, замкнута и врет. Ну и что с этим делать?

Они пришли всей семьей, мы погуляли все вместе на улице, поговорили полчаса, и, как ни странно, все вопросы удалось решить… Ключом решения ситуации оказалось предложение сменить подход с женского душевного на мужской командный. Андрей пытался с дочкой разговаривать, искал контакт, пытался заинтересовать, обращался к чувствам — а это не работало, результата не давало. Я показал другой вариант – давать распоряжения.

— Андрей, ты хочешь, чтобы дочь не была замкнутой, чтобы она рассказывала, что у нее происходит в душе и в жизни?

— Да.

— Так, Таня. Останавливаемся. Повернись ко мне. Хорошо. Расправь плечи, встань удобно.

Замечательно. Расскажи пожалуйста, что тебя сегодня порадовало? Какие у тебя были успехи? Любые, самые мелкие, все сгодится. Я поднимаю руку, буду загибать пальцы. С тебя пять сегодняшних радостей… Жду.

— … как ни странно, Таня вполне спокойно начала в ответ на это распоряжение вспоминать свои радости. Я каждый раз искренне за нее радовался. За 3-4 минуты все пять радостей — она вспомнила.

Андрей, не жди от Тани ничего, сама она тебе по крайней мере в ближайнее время ничего на блюдечке не принесет. Что тебе надо — четко формулируй как задание, жди правильных ответов и поддерживай Таню за то, что у нее все получается. Справишься?

— Справлюсь.

— Таня, а тебе это нормально?

— Нормально. Все лучше, чем душу мотать…

Итоги

Я попросил Андрея описать результаты, через неделю пришел отчет от Андрея.

Отчет по итогам

Искреннее спасибо за Ваше время и помощь в нашей творческой задаче – «Как воспитать дочь». Задача правда потихоньку переросла в «Как воспитать себя», и не будем лукавить, эта задача решается более эффективно и приводит к желаемым результатам. В который раз Вы помогаете мне поставить голову на место. Надеюсь что когда-нибудь смогу Вам отплатить тем же. Но все по порядку. Выводы, которые я сделал:

  • Как не странно, основной вывод давно напрашивался: если уж брать ответственность за ситуацию, то и за жизнь своей дочери также. Т.е. я осознал, что последние 2-3 года я практически пустил ее развитие на самотек, удивляясь и негодуя когда у нее что то не получалось.
  • Увидел свои ошибки и в том, как мы обращаемся к дочери – негативные обороты, неверие в нее. Меняем так же.
  1. Безынициативность – безразличие ко всему. Следствие общей запущенности и неверия в себя. Лечится успехами – сначала небольшими, простыми делами, где трудно не сделать.
  2. Лень – следствие а. малого количества поручаемых и выполняемых дел. Нет зарядки, спорта, не хватает контроля со стороны родителей. Лечится активностями в областях: а) физическое состояние – делаем зарядку, записываемся на танцы; б) делаем самостоятельно домашние дела — готовим, гладим и т.п. Важно – дела должны быть простыми, обязательно положительная поддержка даже если сделано криво.
  3. Замкнутость – нет подружек. Лечится – опять же через задания: столько-то минут раз в день гуляем на улице, нет электронному общению на компьютере, делаем упражнения по развитию речи, чуть позже будут задания на общение.
  4. Вранье – следствие видимо нашего болезненного восприятия ситуации, видимо нам правду было говорить опасно. Лечим, меняем подход, при котором правду говорить можно без риска а врать становится крайне невыгодно. Обман будет приводить к ряду ограничений (телевизор, компьютер, сладости и т.п.)

Посему, что мы сейчас делаем:

  • Ежедневно ставим ряд простых задач на день. Обязательно выполнимых, простых. Ежедневно выписываем на доску на стене. При выполнении хвалим, награждаем.
  • Контроль – обязателен. Танюша понимает, что дело делать придется и обязательно. Если прокалывается не делает или «забывает» — вместе приседаем без критики и обвинений. Дело все таки делаем.

Общий подход – каждый день хвалить и поддерживать, создавать настроение Тане, (бывает даже через ее недовольное фырканье). Словом, «любить и лелеять»!

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Вопрос психологу

Здравствуйте! Моей дочери 14 лет. Учится перестала совсем, ничего не хочет делать. Ей ничего не интересно, книги не читает, только бы погулять. Все разговоры с ней проходят впустую. Мне хамит, не слушается, все делает наперекор.


О нас - с ее отцом развелись 12 лет назад, но они общаются, хотя и нечасто. Уже 6 лет у меня новый муж, который очень хорошо относится к дочери, переживает за нее, скоро появится второй ребенок. Мы все делаем для того, чтобы дочь не чувствовала себя ненужной, лишенной чего-то. Но видимо что-то не так. Помогите не потерять дочь и обрести мир и покой в семье . Спасибо!

Здравствуйте, Наталья! Ваша дочь сейчас в подростковом возрасте который как раз и характеризуется протестными действиями, желанием самоутвердиться и чувствовать себя взрослой и отношение к неё как к ребёнку только провоцирует её на это протестное поведение! Вам стоит поговорить с ней и разграничить обязанности и соответственно и ответственность за них! Т.е. дать ей эту самостоятельность, когда она сможет почувствовать себя взрослой, и то, что ей доверяют и отвечать за свои решения она будет сама. Например, доверьте ей какую-либо работу (либо по дому, либо покупку продуктов) и если она что-то не сделает и не успеет, то ответсвтенность на ней и обвинить будет некого! В этом возрасте довольно много проблем и корректировать ситуацию лучше исходя из конкретных ситуаций и рекомендаций именно под индивидуальную проблему. Если хотите можете обращаться ко мне - на очной встрече больше возможности собрать интересующую информацию, объяснить мотивы поведени и подобрать индивидуальные рекомендации - пишите или звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Наталия, девочка уже "лишена чего-то". Это - есть. Прекрасно, что она общаетеся с отцом, любой, даже самый чудесный Ваш новый муж не заменит родного.

Ключевое событие - "скоро появится второй ребенок". Вспомните, когда дочь начала "все делает наперекор" и прочее, описанное Вами.

Еще одна возможная причина такого поведения дочери - возможный травматический опыт, о котором Вы не знаете. По каким-то причинам она не делится с Вами своими переживаниями, а замыкается в себе. Особенно в пользу этого говорит резкое изменение поведения. К сожалению, Вы не пишете, как это в Вашем случае. Я искренне надеюсь, что то, что происходит с Вашей дочерью - это обычный подростковый период, но для уверенности рекомендую очную консультацию с психологом , чтобы исключить высказанную выше гипотезу о пережитой травме. Ведь если это так, то чем раньше начать реабилитацию, тем легче пройдет процесс восстановления.

Буду рада помочь Вам.

С уважением, Анастасия Уманская.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Наталия! Все, что Вы описали - нормальные проявления кризиса переходного возраста. Конечно, это тяжело. И Вам с мужем и, я Вас уверяю, Вашей дочери. Важно, как уже писали коллеги передать ей ответственность за ее поведение, предоставить ей возможность решать возникающие в ее жизни проблемы, чтобы она могла на собственном опыте научиться разумному и ответственному поведению. Во-вторых, (не менее важно) всеми доступными способами говорить, проявлять, подчеркивать свою веру в нее, любовь и уважение. Даже если она не обращает на это внимание, отмахивается, "хмыкат", ей это очень важно. И наконец, не забывайте о себе, своих желаниях и потребностях (не только в связи с Вашей беременностью), но и как важный, в том числе и для дочери, опыт самоуважения и заботы о себе.

А еще есть чудесная книжка "Ваш беспокойный подросток " Байярд Р., Байярд Дж.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Многие родители детей возраста 10-14 лет "вдруг" начинают замечать, что их ребенок не только вырос и возмужал, но и стал несдержанным, агрессивным и своенравным. "Ребенка словно подменили, - жалуются они. Он стал просто невыносимым, мы не знаем, что с ним делать?".

За последние годы выросло целое поколение детей-подростков , которые целыми днями просиживают за компьютером и ничего не хотят делать. Их не интересуют девочки, они не желают учиться и помогать родителям по дому, а о всяких кружках, занятиях спортом и общении с друзьями они и слышать не хотят. Вся жизнь их протекает в стенах родительской квартиры, а отношения с другими членами семьи складываются у них очень плохо.

Вхождение в подростковый период меняет каждого ребенка. На фоне гормональных изменений в организме у девочек в 10-11 лет, а у мальчиков в 12-14 лет процессы торможения в головном мозге идут медленно, а возбуждения, наоборот, очень быстро. Поэтому детей подросткового возраста любая мелочь очень быстро раздражает, а вот после того как они "заводятся" их затормозить уже очень трудно. Они любят цепляться к словам и обижаться на окружающих без никакой на то причины. В школе подростки становятся менее внимательными, запоминая только то, что им интересно и не загружая память той информацией, что им скучно. Кости и мышцы у детей подросткового возраста растут неравномерно, поэтому внешний вид у многих из них неуклюжий и непривлекательный.

Гормональные всплески заставляют подростков жить в постоянном напряжении и смене . То им кажется, что жизнь полна радости и счастья, то они вдруг впадают в апатию и плачут, считая, что их незаслуженно обидели или невзлюбили. Особенно сильно проявляется эмоциональная неустойчивость характера у девочек-подростков, в связи с началом менструального цикла.

С вступлением в подростковый возраст девочек больше всего интересует то, как они выглядят и могут ли они нравиться мальчикам. И если она замечает, что у нее маленькая грудь, тонкие ноги или нос с горбинкой, то это все и может стать причиной потери интереса к жизни. Больной темой мальчиков подросткового возраста является маленький рост, поэтому папам мальчиков маленького роста надо терпеливо объяснять подростку, что они сами в его возрасте были ниже ростом всех девочек в классе.

Современные условия жизни ставят родителей в такие условия, что они вынуждены основную часть суток проводить на работе, а на общение с ребенком у них времени не хватает. В результате этого многие родители, приходя поздно вечером домой с работы и застав ребенка сидящего за компьютером, не спрашивают у него: "Как твои дела, все ли у тебя нормально?", а грозным голосом произносят: "Сколько можно сидеть за компьютером? Сиди прямо, не сутулься! А уроки ты уже сделал?".

Проблема с детьми подросткового возраста не возникает у родителей, которые с детства привыкли доверять своему ребенку и не имели привычки контролировать его без необходимости. Уже с детства они общаются с ребенком на равных, не сюсюкаются с ним и не требуют от него безусловного подчинения взрослым. Ребенок в такой семьи хорошо понимает, что любые ошибки и оплошности родители ему простят. Поэтому он в подростковом возрасте, также как и в детстве, делиться с родителями своими переживаниями и мыслями, а не старается избегать общения с ними.

Подростковая дурь не проявляется у тех детей, которых родители приучили чувству ответственности и трудолюбию. Кроме уборки по дому и покупки продуктов в магазине, эти дети находят время для занятий спортом и посещения различных кружков по интересам.

Если же ребенок с детства привык только играть, кушать и спать, то и в подростковом возрасте он будет безучастен ко всему. Тут уж не стоит удивляться, если на все ваши попытки привлечь его к работе по дому, он вас просто "посылает". Он не привык трудиться и считает, что за ним должны ухаживать родители, а сейчас, когда он чувствует себя сильным, это его еще и забавляет. Упрекать в лени и ругать ребенка, стараясь возбудить у него остатки совести бесполезно, так вы только сделаете его более агрессивным.

Для начала попытайтесь просто поговорить с подростком, расскажите ему, как прошел у вас рабочий день и как вы устали. Сославшись на усталость, попросите его помощь вам помыть посуду. Если реакция у ребенка будет положительной, то и дальше ведите себя с ребенком также дружески. Секретничайте с ним, делитесь своими мыслями и впечатлениями. Очень скоро подросток сам захочет рассказать вам о своей жизни и отношениях со сверстниками, слушая его, никогда не делайте ему замечаний и нотаций. Не ругайте его, не критикуйте и не требуйте изменения поведения.

Всякие нравоучения и советы заставят его только закрыться, а общаться подростки любят только с теми, кто их хорошо понимает и любит таким, какие они есть. Но смеяться и радоваться тому, когда подросток рассказывает вам о том, как он отобрал чего-то у маленького ребенка, конечно же, не следует. В этом случае нужно серьезно поговорить с ним и найти пути формирования у него правильного отношения к жизни. Возможно, за помощью придется обратиться к психологу, но помочь подростку избежать повторения ошибок родители обязаны.

Если вы ищите ответ на вопрос : "Почему подросток ничего не хочет?", то посмотрите на свою жизнь со стороны. Родительский пример - самое главное в воспитании ребенка. Если вы любите работу, никогда не унываете, умеете радоваться и общаться, то и дети ваши будут иметь оптимистический взгляд на жизнь. Ничего не хотят делать дети тех родителей, которые постоянно жалуются на жизнь, любят валяться в кровати или сидеть с бутылкой пива перед телевизором, вместо того, чтобы вместе прогуляться или сходить в театр с ребенком подростком. Положительный настрой родителей на будущее и их вера в исполнении всех мечтаний обязательно повлияет на мировоззрение подростка и научит его находить интересные стороны жизни.