Какие продукты ели древние египтяне. Диета фараонов. Как избавлялись от лишнего веса древние египтяне? Блюда из мяса и птицы

З ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ НУТРИЦІОЛОГІЇ

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
(Из книги "История питания")

В.И. Смоляр, доктор мед. наук, профессор

Национальный университет пищевых технологий, Киев

Ученые утверждают, что биологическая эволюция прекратилась около 100 тысяч лет тому назад на уровне кроманьонского человека. Это значит, что в организме современного человека в полной мере сохранились и действуют приспособительные механизмы, присущие кроманьонцу. Однако с тех пор существенным образом изменились условия жизни человека, изменился растительный и животный мир, пища его подверглась значительной эволюции. Древним жителям Европы и Африки не были известны картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, маниок, кукуруза, кокосовый орех, клубника. В настоящее время установлено, что 30% всех растений, произрастающих ныне на африканской земле, завезены столетия тому назад из Нового Света. Многие из них в настоящее время составляют основу питания целого ряда стран Европы, Азии и Африки.

В далеком прошлом у человечества не было золотого века. Жизнь наших предков была полна страданий и тревог за завтрашний день.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Использование огня дало возможность нашим предкам расширить ассортимент употребляемых в пищу растений, улучшить вкусовые качества многих пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения.

Развитие охоты способствовало снабжению первобытных людей мясной пищей. По выражению Ф. Энгельса мясная пища "содержит в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и сберегла этим много времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни". Мясная пища дала ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Дальнейшим крупным событием в жизни человека явилось возникновение земледелия. По мнению Дж. Бернала, окультуривание различных растений, особенно выведение новых сортов, сыграло в развитии человечества даже большую роль, чем приручение животных. С тех отдаленных времен, от первобытных людей до появления первых государств, прошел ряд тысячелетий. Как питались во времена Древней Греции и Рима можно узнать из работ древних ученых. О том, как питались древние египтяне в эпоху неолита, свидетельствуют рельефы, обнаруженные в гробницах египетских фараонов.

Настоящий небольшой очерк является одной из первых попыток систематизировать сведения о питании древних жителей нашей планеты.

Еще в эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-двузернянку. На протяжении всей древнеегипетской истории они служили для приготовления основной пищи - хлеба. В списках жертвоприношений мы находим около 20 наименований различных сортов и видов хлеба (островерхий, округлый, ячменный, свежий, маленький круглый каравай и т.п.).

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. На рельефе из гробницы Тии изображена работница, которая руками месит тесто в квашне. Две другие женщины, изображенные рядом, выливают закваску из сосудов в другую квашню. Дрожжи в Древнем царстве еще не были известны. Их стали приготовлять и употреблять в тесто со времен Нового царства.

До этого времени древние египтяне для закваски использовали кусок теста, оставленного впрок. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Ученые полагают, что земледелие в Древнем Египте развивалось самостоятельным путем. Считается, что земледельцы древнего Египта не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи древнего Египта с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Х.А. Кинк полагает, что дикорастущие злаковые культуры (ячмень и пшеница-двузернянка) могли произрастать в Северной Африке. Кстати, в эпоху неолита на территории Египта был более влажный климат, что способствовало выращиванию зерновых культур. Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем - только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

От эпохи неолита до эпохи Среднего царства (ХХII в. до н.э.) посевы ячменя, как более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера - пшеницы-двузернянки. Учитывая различное отношение этих культур к влаге, практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер).

Известны два сорта ячменя: шести- и двухрядный. Шестирядный ячмень имел большее распространение и употребление. Из него выпекались основные сорта хлеба. Во времена раннего царства египтяне из Передней Азии заимствовали голозерную пшеницу. Но этот вид пшеницы, более требовательный и истощающий почву, до греко-римского периода не получил большого распространения в Египте, хотя из нее изготовляли хлеб более высокого качества, чем из эммера и ячменя. Этот вывод сделан учеными на основании того факта, что голозерная пшеница редко упоминается в надписях, при раскопках ее зерна было обнаружены в очень небольшом количестве.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Огородничество в те времена настолько развилось, что превышало потребности некоторых хозяйств. Поэтому овощи стали одним из основных товаров, предлагавшихся на обмен. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. В Египет лук был завезен из Ирана при царях первой династии. Лук, лук-порей и чеснок в древнем Египте были обоготворены. Лук служил символом богини Изиды; его часто находили в саркофагах или на рельефах. Согласно утверждениям Геродота, чеснок входил в число продуктов, которые предлагались рабочим при постройке пирамид. Плиний Старший утверждал, что слава лука и чеснока в древнем Египте настолько возросла, что их стали боготворить. Одно время употребление в пищу чеснока и лука было запрещено. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, на стенах храма Карион XII династии, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

По Швейнфурту, дыни с древнейших времен встречаются в долине Нила и в верхнем Ниле. На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. По другим данным, дыня была занесена в Египет из Индии арабами. Капуста также была известна древним египтянам. Они считали ее хорошим средством против опьянения и всякую трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Сады в древнем Египте состояли из посадок дикой и культивированной смоковницы, искусственных водоемов, огородов и виноградников. Появление виноградников в древнем Египте относится к началу III тысячелетия до н.э. На печатях от винных сосудов Раннего царства и начала Древнего царства сохранилось название государственного виноградника. Виноградные лозы имели крепкие стебли и приносили урожай черного крупного винограда с синеватым отливом. Выращивали также виноград другого вида - низкий, который не нуждался в подпорках.

Для приготовления вина виноград давили ногами в большом чане. Сок стекал по желобу в большой сосуд, располагающийся ниже чана.

P. Moutet предполагает, что виноградари Древнего царства предпочитали после выдавливания оставлять сок на 1–2 дня для брожения, чтобы сахар перебродил на алкоголь. Среди других напитков было распространено пиво. Во времена Древнего царства египтяне выращивали особый вид полбы, употреблявшейся для приготовления пива. Процесс пивоварения был непосредственно связан с хлебопечением. Из ячменной муки грубого помола выпекали хлебцы, немного непропеченные внутри, помещали их в сосуды с водой для закваски и прессовали в чане. Во время приготовления пива использовали пряности и сок фиников. Полученную смесь процеживали и разливали в осмоленные изнутри глиняные сосуды, которые закупоривались пробками. Пивоварни располагались рядом с хлебопекарней. Поскольку для выпечки хлебцов требовались глиняные формы, а также были необходимы сосуды для разлива пива, рядом с пивоварней и хлебопекарней располагалось гончарное производство.

По свидетельству Плиния Старшего, египтяне выращивали и употребляли в пищу персики, даже посвятили их богу молчания Гарпократу.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление.

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов с почти горизонтально идущими рогами, которых называли гривистыми. По мнению В. Врежински, они могли произойти от северо-африканских диких овец, на которых продолжали еще охотиться во времена Древнего царства. При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Стада домашних коз изображены на додинастических сосудах и на нескольких рельефах в гробницах Древнего царства. Предполагают, что они были заимствованы древними египтянами из Передней Азии. Изображение процесса доения коз не сохранилось. Однако египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. В гробнице Сешеманхитаха изображены козерог, сабельная и коровья антилопы, оленебык, гривистая овца, которую пастухи ведут за рога. Все эти животные названы молодилком. П.Н. Савелова предполагает, что в отдельных случаях попытки приручения газелей и антилоп все же удавались, потому что на нескольких изображениях более поздних эпох показаны самки, которые кормят своих телят. Египтяне Древнего царства, как и их предки, ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве "живого мяса".

В ту пору в Египте водились следующие дикие животные: зубры, муфлоны и козлы, газели двух видов, козероги, сабельные антилопы, мендесские антилопы, коровьи антилопы, оленебыки, а также львы, волки, шакалы, гиены, гиппопотамы, крокодилы. Встречались страусы, жирафы, зайцы, ихневмоны, ежи.

Охотой на гиппопотамов египтяне занимались с доисторических времен, используя их мясо в питании.

В больших хозяйствах Древнего царства (царских, храмовых и царских вельмож) имелись большие птицефермы, в которых откармливалось огромное количество птицы разных пород и видов: гусей, уток, журавлей, лебедей, голубей и пеликанов. Необычный состав птиц, содержащихся на птицефермах, объясняется тем, что они поступали от охотников. Это был не съеденный остаток добычи птицеловов. Доставленных в больших клетках птиц оставляли в вольерах и откармливали колобками из муки. Хорошо откормленных птиц специальные работники закалывали, ощипывали и подавали господам для еды.

Уже во времена Древнего царства делались попытки приручения диких птиц. Б. Брентьес полагает, что попытка одомашнивания гусей была предпринята только в середине II тысячелетия до н.э., когда уже стали разводить кур. От этого и более позднего времени до нас дошли изображения гусят рядом с гусями. Брентьес считает попытку приручения диких гусей в Египте неудачной, поскольку домашний гусь произошел из породы серых гусей. Древние египтяне пытались приручить также пеликанов. Об этом свидетельствует изображение в гробнице Харемхета (середина II тысячелетия до н.э.).

Охота во времена Древнего царства не утратила еще своего значения. Охотники, поставляя убитую дичь, значительно увеличивали запасы мяса в стране и обеспечивали крупные хозяйства животными и птицей для приручения и одомашнивания.

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы (ржавые гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами - жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов).

Наиболее продуктивно ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано - уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Во всяком случае, рельеф в солнечном Храме царя Ниусерра в Абусире (ХХVI век до н.э.) изображает храмовую паcеку и свидетельствует о том, что египтяне Древнего царства умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Суммируя, необходимо отметить, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания. Древние египтяне не знали сахара, поэтому в их питании преобладали сложные углеводы.

ЕГИПЕТ ВО ВРЕМЕНА ФАРАОНОВ

История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток — от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, - до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом.

В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам - Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п.

От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой - желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.

Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться.

Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.

Но кто должен пользоваться земными благами в загробной жизни? Материальная оболочка усопшего. Так возникла мысль о необходимости сохранения тела, откуда развилось искусство бальзамирования. В средние века, например, врачи свято верили, что растолченная в порошок египетская мумия обладает чудодейственными свойствами.

Вот один из подобных рецептов: мумию следует сначала растолочь в порошок, затем смешать с растительным маслом до консистенции благовонного умащения или целительного бальзама. После этого лекарство готово и им можно исцелять переломы или растяжения связок, а также воспаления, плевриты и легочные болезни.

При этом, однако, не всякая мумия пригодна для этих целей. Мумия должна быть как можно менее блестящей, очень черной и с приятным запахом.

Вера в необходимость сохранения тела лежит в основе всей египетской религии. А поскольку тело остается нетленным, его следует обеспечить всеми необходимыми материальными благами - предметами первой необходимости, одеждой и пищей.

Что же ели древние египтяне?

ПИЩА И СПОСОБЫ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила - за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали.

Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.

При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада.

В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.

Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой.

Ведущее место среди них занимали «иуа» - африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой.

Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.

В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.

Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп - ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.

Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы. В Большом папирусе Харриса перечислены сотни тысяч голов. Если в перечне даров упомянуты 3029 четвероногих домашних животных, то птиц - 126250: 57810 голубей, 25020 диких водоплавающих, пойманных в сети, 8394 гуся, 4060 кур-несушек, 160 журавлей и около 20 тысяч перепелок.

Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.

На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.

До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны.

В упомянутом папирусе Харриса среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значится 441 тыс. штук рыб - лобанов, нильских кларий, мормиров, крупных хромисов, латесов и «нильских окуней», столь больших, что каждую рыбу несли двое мужчин.

Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис.

В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут - турецкий горох.

В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина - бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам - половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.

Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами.

В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль. Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум-пальмы.

Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.

Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты - сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов.

Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья.

Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева. Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона.

Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.

Любопытно, но по данным новейших археологических исследований, самыми привилегированными среди древнеегипетских работников были строители пирамид. Они работали на строительстве, в среднем, по 2 года (подобно современному призыву в армию), все это время жили в благоустроенных жилищах неподалеку от стройки и обеспечивались прекрасным питанием, включавшим и большое количество мяса. В случае смерти, захоранивались с большими почестями. Другие простые египтяне ели мяса гораздо меньше.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь.

Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров.

Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах.

Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.

Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Существовало два способа приготовления пищи на огне. Они обозначались глаголами «песи» и «ашер».

Первый, «песи» - «кипятить», «варить» - относится к молоку и мясу. Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Нам неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.

Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир.

В гробнице визира Рехмира, главного государственного чиновника при фараоне Тутмосе III (середина 2 тысячелетия до н. э.), изображена его кухня, где на очаге стоит котел, слишком мелкий для варки супа. Надпись гласит, что повар льет туда жир; при этом его помощник помешивает содержимое котла чем-то на длинной ручке, вероятно, поварской ложкой. По-видимому, здесь изображено или приготовление рагу, или обжаривание чего-то во фритюре - более точно по картинке не определить.

Другое слово - «ашер» - означает «жарить». Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» - «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде.

Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.

В Древнем царстве (2778 - 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п.

Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента.

Это неудивительно - приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий.

От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ИСТОРИИ ПИТАНИЯ

Надо учитывать, что не столь глупы и неумелы были наши древние предки, как иногда хочется себе представить, и не столь мудры и совершенны мы, их ныне живущие отдаленные потомки.

Людей в те времена было мало, а ресурсы еды в тогда безграничной окружающей природе были множественны - в этом нашим древним предкам можно лишь позавидовать.

И еду в древние времена готовили из полноценных исходных продуктов, а не из неизбежных в нашем перенаселенном мире всяких химических присадок и добавок Е.

К примеру, когда на малонаселенных землях Америки появились первые европейские поселенцы, один подросток с палкой в руках, отойдя на сотню метров от поселения, мог за 20 минут набить диких индюшек на плотный ужин 15-20 взрослых человек. Основные труды сводились к ощипыванию этих индюшек и их приготовлению. И один проход небольшим бреднем в реке или в озере давал столько рыбы, что и не съесть - из сетки выбирали лучшую, остальное вытряхивали обратно в воду. Для запаса корма своим собакам сушили даже не рыбу, а лососевую икру - она нравилась собакам несколько больше.

В условиях тогдашней ненарушенной окружающей природы остаться голодным мог только самый ленивый. Ныне такое, в т.ч. и в Америке, да и в нашей России, некогда избыточно богатой дичью и рыбой, стало уже невозможно. Химизация сельского хозяйства, промышленные стоки предприятий сделали свое недоброе дело.

Некогда москвичи ловили здоровенных осетров и стерлядь в Москве-реке прямо рядом со своим домом - все реки волжского бассейна были богаты осетровыми.

Последняя рыболовецкая артель на Оке закрылась в конце 1950-х - к тому времени рыба в реке от мощных промышленных стоков большей частью передохла, ловить оставшуюся мелочь стало невыгодно. И пока еще остающаяся в Волге отравленная стоками немногочисленная рыба более ядовита, чем полезна в питании. Что касается нынешнего браконьерства - никакие браконьеры не могли бы уничтожить даже малую часть той рыбы, что была отравлена предприятиями или уничтожена построенными ГЭС.

Как показали новейшие исследования, древние люди в каменном веке тратили на обеспечение себя всем необходимым для жизни не более 4 часов в день, остальное время занимались своими развлечениями, занятиями с детьми, танцами, украшениями и изобретениями чего-то новенького. Ныне многие люди тратят на работу по 9 часов в день и больше, а с учетом времени на дорогу - по 10-12 часов, при этом некоторые все равно не сводят концы с концами и, потому, не всегда ложатся спать сытыми. Да и своих детей видят по 1-2 часа в день.

Но, вернемся в Древний Египет.

Мука у египтян была трех видов: ячменная - «ит», из полбы - «бедет» и пшеничная - «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг.

Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства.

Позднее, в эпоху Нового царства (1580 - 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.

Заканчивая разговор о продуктах питания, посмотрим; что пили жители Египта. Их национальным напитком было пиво. Его пили везде - Дома, в поле, на кораблях, в харчевнях. Пиво готовили из ячменя либо из пшеницы с финиками. Использовались формы, похожие на формы для выпечки хлеба, только больших размеров, а также корзины и глиняные кувшины и тазы.

Сначала выпекали хлебы. Вокруг печи расставляли пирамиды форм, как в пекарне. Одновременно замешивали особое тесто, которое называлось «уаджет» - «свежее». Его заливали в нагретые формы и держали в них до того момента, когда хлебы покрывались золотистой корочкой. Надо было следить, чтобы в середине они оставались сырыми.

Эти недопеченные хлебы крошили в большом тазу и заливали сладким соком фиников. Полученную массу перемешивали и фильтровали. Вскоре жидкость начинала бродить. Ее разливали по кувшинам, накрывали тарелочками и запечатывали гипсом.

Перед употреблением пиво переливали в кружки объемом от одного литра до двух. Любители пива пили его из каменных, фаянсовых или металлических чаш.

Усопшему фараону, согласно надписям в его гробнице, обещали хлеб, который не зачерствеет, и пиво, которое не закиснет.

Не менее любимо египтянами было и вино. Торговля вином процветала. В одном из документов времен фараона Рамзеса II упоминается прибытие трех судов с 1500 кувшинами вина, 50 кувшинами напитка «шедех» и 50 кувшинами напитка «наур». Есть основания считать, что первый был из граната, а второй - типа ликера.

На найденных остатках винных кувшинов имеются многочисленные надписи, указывающие на происхождение и качество вин. Большинство виноградников находилось в восточной части Дельты. На качество вина указывают надписи типа: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», либо просто «сладкое вино».

Вероятно, «сладкое вино» - это молодое вино, а «третий» и «восьмой раз» означают вино третьего и восьмого разлива. Частые переливания были необходимы для того, чтобы уберечь вино от закисания. Другой способ заключался в кипячении.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу.

Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета.

На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами. В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.

Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры для многих гостей.

В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Пирам предшествовала большая подготовительная работа - покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне.

Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды.

При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода.
мК моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон.

Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу.

В сопровождении рабов - мужчин и женщин - гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бедер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива.


Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из гофрированного льна. На головах - тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.

Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства.

На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода:
«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке - сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали - не существует».

Примерно так приветствовали и хозяина, устраивавшего пир. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато:
«Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра, Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками!»

После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей.

Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные - с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу.

Мужчины садятся по одну сторону, женщины - по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой.

Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали и подчеркивали их естественные прелести.

Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы.

На металлических подносах стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина для предпочтительного выбора каждым из пирующих.

Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони.

Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания.

Были и другие музыкальные инструменты - двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круглыми или квадратными, а использовались они чаще на народных и религиозных праздниках. То же самое относится и к еще двум инструментам - трещоткам и систрам.

Систр хатхор представлял собой голову Хатхор - богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек - на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца.

Пиры египтян непременно включали насыщенную музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр пиршественного зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны.

Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм.

Пели песни в честь бога Амона-Ра:
«Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», - пел один певец.
Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость - вознести ему хвалу до самых небес!»

Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!

Об этом гостям напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам [умирают]! Проведи же счастливый день, о, жрец!..»

Другой арфист рассказывает пирующим о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти (сравните с нашим русским «сколько веревочка ни вейся, а будет конец»). Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.

Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее.

За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах.

Эти песни подвыпившие и расчувствовавшиеся гости слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою и дополняя вызванные искусством благие эмоции возлияниями и закусываниями.

Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие - на лютнях, сопровождая танец пением.

В период Позднего царства (715 г. до н. э. - 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (изображавшей мумию).

Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!»

Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предупреждениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в безудержную попойку - и в те времена глубинные основы человеческого поведения на пирах не слишком отличались от нынешних. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи заботливо поддерживают головы ослабевших пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным проступком.

Вот так (или примерно так) проходило веселое пиршественное застолье состоятельных египтян в глубокой древности.

ПИТАНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА

Рацион ежедневного питания жрецов Древнего Египта, составлявших высший слой общества, был крайне нездоровым и напоминал еду из современных "Макдональдсов". Подобная диета вызывала у жрецов сердечно-сосудистые заболевания.

К такому выводу пришли британские ученые из Манчестерского университета на основании анализа мумий жрецов и надписей из древнеегипетских храмов. В них перечислялись продукты, которые обычно приносились в жертву богам, а потом съедались служителями культа и членами их семей.

Ученые исследовали 22 мумии, которые, судя по надписям на саркофагах, принадлежали жрецам. У 16 из них ученым удалось найти следы кровеносных сосудов и исследовать их. У девяти мумий сосуды оказались забиты отложениями кальция, что является признаком атеросклероза, возникающего вследствие нарушения жирового обмена. Это говорит о том, что покойные ели пищу с высоким содержанием насыщенных жиров.

Согласно древнеегипетским обрядам, статуям богов трижды в день приносились дары в виде продуктов питания. После окончания церемоний жрецы уносили продукты домой, где съедали их за семейным столом.

Судя по надписям, в жертву богам приносилась высококалорийная пища, которая особенно ценилась. В "рационе" египетских богов (потребляемом их служителями) было много жирного мяса, в частности гусятины, хлеб, испеченный с добавлением животного жира, яиц, масла, а также сладости, приготовленные в масле и с добавлением жиров.

Значительная часть дарственной богам пищи была крепко соленой, так как соль обильно использовалась для консервации продуктов в условиях египетской жары, и для пищи богов дарители соли не жалели.

Кроме того, богам обильно жертвовались алкогольные напитки, так что выпивали египетские жрецы явно много больше безопасной нормы, рекомендуемой современной наукой.

Учитывая столь нездоровую диету, ученые считают неудивительным, что представители древнеегипетской элиты, несмотря на свое богатство, жили недолго - по 40-50 лет.

При этом бедные крестьяне в Древнем Египте питались здоровее – их рацион был, в основном, вегетарианским на основе злаков, овощей, фруктов и зелени, что весьма полезно в условиях долгой египетской жары. Кроме того, их жизнь была связана с физическим движением. Потому, зачастую, крестьяне и ремесленники жили дольше своих высокопоставленных повелителей.

Впрочем, среди фараонов, высокопоставленных чиновников и жрецов иногда, пусть и редко, тоже случались долгожители, но это было более исключением, чем правилом.

Великая философская проблема, что для человека важнее – постоянное соблюдение всяческих разумных ограничений, приводящее к здоровому долголетию, или всемерное наслаждение благами быстротечной жизни – человечеством не решена и до сих пор.

И что приятнее – прожить 40 лет в неограниченной пиршественной радости или 80 лет в здоровом труде с тяпкой в руках на свежем воздухе на плантации – и ныне каждый волен решать для себя сам.

То, чем питались древние египтяне, стало нам известно благодаря Городу мертвых, на западном берегу Нила. Здесь, в гробницах бывших жителей города Фивы находится множество свидетельств того, что в гробницы своих родных, как при захоронении так, и после него египтяне приносили жертвы в виде пищи. Это делалось потому, что они искренне верили, что после смерти мумифицированное тело покойника ждет возвращения ка или аху – мифологической сущности египтянина, которая стремится вернуться в мир живых. (При этом душа человека являет собой совсем другое – она отправляется в царство мертвых). Еда и одежда нужны были для того, чтобы ка по возвращении не разгневалось и не нанесло вреда живым. В гробницу приносили пищу, которую человек с удовольствием ел при жизни.

Пища древних египтян

Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы?

Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.

В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск.

Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи , так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.

В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем.

Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.

Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.

Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила . Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.

Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.

Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».

Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.

Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

Косметика и аромотерапия в Древнем Египте

Задолго до Клеопатры прекрасные жительницы Фив умели украшать себя и наводить порчу на соперниц

Из картин и барельефов в храмах нам хорошо известно, что древние жители Фив вне зависимости от пола и возраста не просто любили украшать себя декоративной косметикой, но прямо таки стыдились показаться на глаза без макияжа. Вот только была ли эта косметика сугубо декоративной?

Скорее всего, в седой древности косметические ухищрения египтян носили мистический и защитный характер. Во-первых, летняя жара и ночной холод, слепящие дали пустыни и ослепительный блеск разлившегося Нила неблагоприятно воздействовали на глаза людей. Это воздействие эффект хорошо знаком бедуинам и полярникам, которые стараются защитить свои глаза не только от световых эффектов, но и от больших перепадов температур. Так и древние египтяне страдали от глазных болезней, которые могли привести к полной слепоте и лечить которые египтяне не умели. Поэтому в самые разные эпохи Древнего Египта как мужчины, так и женщины смазывали веки различными целебными мазями, поверх которых наносили сурьму (Б. Уоллис). Ее привозили из стран востока. Лучший сорт сурьмы, который назывался месдемт или месетемет, стоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай до сих пор существует у некоторых народов Африки, где часто встречаются глазные болезни (А. Эрман). Дополнительно такая окраска позволяла защититься от сглаза и злых духов.

Впоследствии египетские женщины стали использовать мазь и сурьму не только для защиты зрения, но и для выделения естественной красоты глаз – белизны белков и яркости зрачков. Для декорации глаз в основном использовали два цвета – черный и зеленый, при этом зеленым проводили черту под глазами, а черным окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярко блестели. Существовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела, например, храмовые певцы и фараоны делали татуировки на плечах и предплечьях.

Широко использовали египтяне масла, благовония и их смеси. Масло применяли не только для натирания тела, но и для укрепления и ароматизации волос. Делалось это следующим образом: в чашу с маслом клали шар размером с кулак, сделанный из гигроскопичного материала, возможно хлопка или шерсти, который впитывал приличное количество масла, смешанного с благовониями. Затем главный умаслитель дома клал этот шар в специальный каркас и укреплял его на голове у хозяина и его гостей – масло из шара стекало на волосы в течение всего пира. А. Эрман: «Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить его Кеми (специальный сорт драгоценного благовония) и надеть на него прекрасные одежды и украшения». Нет, правда, данных о том, оставались ли эти дары у человека навсегда.

Вообще одним из развлечений на пиру считалось заняться туалетом – своим и своего соседа. Египтяне прямо во время еды натирали себя и друг друга благовониями, примеряли новые наряды и ожерелья, дарили или просто давали нюхать друг другу цветы.

Египтянам были известны духи многих видов, самым популярным из которых был состав кифи, состоящий из мирты, ракитника, ладана и других компонентов. Эти духи употребляли при натираниях, а также клали в огонь, чтобы пропитать ароматом помещение и одежду. Чем не ароматические палочки и аромолампы, которые, видимо, использовались не только в Древней Индии, но и в Древнем Египте? Здесь же лежат корни современной жевательной резинки – в духи египтяне добавляли мед и делали из смеси шарики, которые жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным».

В медицинской литературе египтян большое место занимает тема ухода за волосами. Например, для борьбы с сединой голову нужно было смазывать кровью черного теленка или кровью из рога черного быка или просто кровью черного быка, прокипяченной с растительным маслом. Египтяне верили, что черный цвет шерсти животного перейдет таким образом на волосы человека. В то же время есть данные о том, что египтяне умели красить волосы в черный цвет. Египтянки заботились не только о красоте собственных волос, но и об ее отсутствии у своих соперниц. Так, ревнивым дамам советовали: «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червя анарт или цветок сегет, свари червя или цветок в растительном масле и положи на голову сопернице». Здесь же давался рецепт противоядия от такого «подарка» – вареный в воде и затем измельченный панцирь черепахи, смешанный с жиром бегемота.

Литература:

  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

Комфортный отель, пляж на берегу Красного моря и all inclusive - это еще не весь Египет. Где-то там, за стенами отеля, в Аравийской пустыне перекатываются волны песка, и спорят со временем пирамиды, и течет вечный Нил.

И где-то там готовят бесхитростный фалафель, едят теплые лепешки с хумусом и пьют освежающий чай каркаде.

Знакомство с национальной кухней Египта сродни экскурсии. Нужно выйти в город, найти ресторанчик, где готовят местные блюда, попробовать нечто с труднопроизносимым названием - и удивиться, до чего это вкусно.

Мы расскажем о самых распространенных блюдах египетской кухни и о том, что из этого можно предложить ребенку.

Особенности кухни

Национальная еда в Египте - это диковинная смесь разных кулинарных традиций. Тут и блюда, характерные для всего Ближнего Востока, и явное влияние средиземноморской кухни, и совершенно особенная еда, которую готовят только в этой стране.

Кухня Египта имеет несколько характерных черт.

  • Популярность бобовых . Это ценный источник белка, и гораздо более дешевый, чем мясо. Едва ли не все самые популярные египетские блюда приготовлены из бобов, фасоли, чечевицы или нута.
  • Оригинальные мясные блюда . В основном для приготовления еды используют баранину, козлятину, крольчатину, мясо птицы, реже - говядину и никогда - свинину.
  • Обилие блюд из рыбы и морепродуктов .
  • Частое использование овощей - свежих, отварных, тушеных. На первом месте в Египте, пожалуй, стоят баклажаны, но салаты из свежих овощей и овощные супы здесь готовят очень часто.
  • Небольшой выбор каш . Местные жители едят рис, булгур и кускус, остальные крупы почти не встречаются.
  • Щедрое использование пряносте й. Большинство из них привычные - черный и красный перец, гвоздика, кориандр, тмин, зира, мускатный орех, корица, ваниль. Но есть и особенные, почти не встречающиеся в европейской кухне. Это прежде всего мастика - светло-золотистые кусочки смолы, которые добавляют к мясу для придания аромата дичи. Еще одна удивительная пряность - махлеб, смолотые ядрышки из косточек дикой вишни.

Национальные блюда Египта

Названия самых популярных ближневосточных блюд хорошо известны: фалафель, хумус, халва, пахлава. Но это лишь крошечная часть национальных блюд Египта. Представьте себе по описаниям вкус незнакомой пищи, а потом во время обеда в египетском ресторане припомните, так ли вы представляли себе вкус «фул медамес» или «кушари».

Закуски

Трапезу в Египте принято начинать с закусок. Эта традиция требует только одного комментария: закуски так вкусны, что ими можно наесться раньше, чем вам подадут основное блюдо.

Фул медамес - бобовое пюре, приправленное чесноком, лимонным соком и оливковым маслом. Фул медамес можно просто намазывать на хлеб или есть с омлетом, вареными яйцами, свежими овощами.

У этого блюда много вариаций: встретив в меню название «Фулия би ль ходра» или «Фул би ль зебда», смело заказывайте его.

Гибна Домиати - мягкий сыр из буйволиного (иногда из коровьего) молока. Этот сыр продается в консервных банках, и выдержка только улучшает его вкус. Поэтому гибна домиати можно везти с собой в качестве напоминания об отдыхе или вкусного подарка.

Дукка - смесь измельченных орехов и душистых трав (чаще всего кориандра, кунжута, зиры, мяты и тимьяна) с добавлением соли. Это блюдо трудно назвать просто закуской, поскольку дукка используется как панировка или как смесь пряностей для мяса и рыбы.

Но самый чудесный способ есть это пахучее кушанье - отламывать кусочек хлеба, окунать в оливковое масло, затем в дукку и отправлять в рот. Для такого перекуса подойдут лепешки «айш балади» или мягкий египетский хлеб «семет».

Баба гануш - популярное во многих арабских странах блюдо из запеченных баклажанов. Баклажанное пюре заправляется оливковым маслом, часто добавляется кунжутная паста (тахина). Также на стол часто ставят кунжутную пасту как самостоятельное блюдо и хоммус (пюре из нута).

Супы

Блюда под названием шорба или шорбет - это супы. Чаще всего их варят на мясном или рыбном бульоне, заправляя его овощами, бобовыми, яйцами. В ход идут непривычные для супа приправы, например, кардамон.

  • Шорба худар би ль мавасир - овощной суп на мясном бульоне.
  • Шорба фуль набет - суп из пророщенных бобов, заправленный лимонным соком.
  • Шорба адс асфар - чечевичный суп-пюре.
  • Сахина би ль бейд уа эль руз - рисовый суп с яйцом.
  • Лисан асфур - суп с макаронами на курином бульоне.

Основные блюда

Если закуски только раздразнили ваш аппетит, самое время перейти к серьезной пище.

Кушари - кушанье из пасты, риса, нута и чечевицы, заправленных томатным соусом и чесноком. Блюдо это не такое древнее: в меню египтян оно появилось около 100 лет назад, и считается, что его изобрели британцы, занявшие Египет в результате англо-египетской войны.

Как бы то ни было, сразу несколько источников медленных углеводов в одной тарелке - залог того, что вы долго будете сытыми.

Мулукия - сытное блюдо с говядиной, крольчатиной, курятиной или рыбой. Но не это главное в нем, а листья джута, тропического растения, жесткие стебли которого используют для изготовления канатов и мешковины. К мулукии обычно подают рис или египетский хлеб.

Фалафель - обжаренные во фритюре котлетки из нутового пюре. В фарш добавляют пряности, поэтому блюдо может быть довольно острым. Фалафель с кунжутным соусом и свежими овощами, завернутый в лепешку, - отличный перекус.

Фатир (фетир) - тонкие пироги со сладкой или острой начинкой. Тесто для фатир делают слоеное, а начинку готовят из сыра, мясного фарша, лука с яйцом или из творога, изюма, джема.

Блюда из мяса и птицы

Мясо в Египте едят отнюдь не каждый день. Это скорее праздничные блюда, которые готовят в честь значительных событий. К числу ежедневных блюд можно отнести разве что котлеты кофта, которые делают из смеси говяжьего и бараньего фарша. Но в меню ресторанов можно увидеть и другие названия.

Тарб - котлеты из говяжьего или бараньего фарша, завернутые в нутряной бараний жир и запеченные на углях. Под таким же названием вам могут предложить фаршированный бараний желудок (гурманы это оценят).

Дема би ль ляхма - говяжье жаркое в томатном соусе. Фахда дани - бараний окорок, нашпигованный чесноком и запеченный в духовке. Кишк би ль дагаг - курица в йогуртовом соусе. Часто вместо йогурта в соус добавляют лябан - нежный творожный сыр.

Батт мехамар - жареный гусь. Блюдо, казалось бы, распространенное, но в Египте его готовят с добавлением мастики и кардамона, отчего мясо гуся приобретает неожиданный аромат дичи. Уарак айнаб - египетская долма. Ее делают из рисово-мясного фарша, завернутого в виноградные листья.

Рыбные блюда

Египет богат рыбой и морепродуктами. Богатый улов дают Красное и Средиземное море, Нил, озеро Насер. Готовят всю эту вкуснотищу только в специализированных рыбных ресторанах.

Обращайте внимание на способ приготовления: рыбу, креветок, моллюсков жарят на углях (машуи) или во фритюре (макли), реже - запекают в духовке.

Упомянем лишь одно необычное блюдо. Руз би фваке эль бахр - приготовленный по особенному рецепту рис с морепродуктами. В его состав входит рыбное филе, кальмары, креветки, а также грецкие орехи и арахис.

Десерты египетской кухни

Сладкие блюда Египта - испытание для лакомок. Обилие непохожих друг на друга десертов вызывает слюнотечение, и выход только один: попробовать все.

Халва - любимая всеми сладость. В Египте халву делают из кунжута и добавляют в нее измельченные фисташки, миндаль или кедровые орешки. Халва - один из немногих продуктов, который хорошо хранится даже в условиях жаркого климата.

Мы привыкли воспринимать халву как самостоятельный десерт, а египтяне используют ее для приготовления другого сладкого блюда - салакан. Для этого халву смешивают с медом и взбитыми сливками.

Кунафа - блюдо, напоминающее запеканку из очень тонких макарон. На самом деле это не макароны, а тесто кадаиф, высушенное в виде тонких нитей. Начинку для кунафы делают из орехов и взбитых сливок.

Басбуса - пирог из манной крупы. Золотистые квадратики басбусы украшают орехами.

Ка"кат - мягкий и пышный бублик-загогулинка, посыпанный кунжутом. Он пахнет по-особенному, поскольку в тесто добавляется махлеб - смолотые ядрышки дикой вишни. Их аромат немного напоминает миндаль и хорошо обманывает вкусовые рецепторы: бублик кажется сладким, хотя сахара в тесте почти нет.

Умм-Али - десерт из слоеного теста с начинкой из кокоса, изюма и миндаля. Продукты выкладывают в форму, заливают горячим молоком и запекают. Часто эту сладость сравнивают с тирамису.

Хегазея - пирог с начинкой из манки и орехов. Пахнет он невообразимо сладко, поскольку в начинку добавляют корицу, но на вкус не кажется сладким, поэтому к пирогу часто подают мед.

Экзотика

Многие египетские блюда так или иначе напоминают привычную еду. Но не все: в этой стране готовят и очень необычные кушанья.

Фесик (фисикх) - блюдо из соленой ферментированной кефали или сардины. Попробовать фесик можно не во всякое время, а только в праздник весны Шам-эль-Нессим, который отмечают в конце апреля. Запах у этого блюда не очень приятный. Кстати, к празднику Шам-эль-Нессим в Египте принято красить яйца. Их подают на завтрак с мягкими булочками и зеленым луком.

Махши - фаршированный рисом и запеченный на углях голубь. Голубей для кулинарных целей разводят на птицефабриках.

Суп из колоказии - блюдо, которое готовят к празднику Крещения. В пищу идут клубни тропического растения колоказии (таро), имеющие островатый вкус. Для бульона колоказия варится вместе с мясом. Затем бульон заправляют кориандром, измельченным чесноком и лимонным соком, а отваренные клубни растирают в пюре и подают как гарнир.

Фатта - острое кушанье для больших праздников и особых случаев. Оно состоит из риса и жареного хлеба, выложенных слоями и залитых говяжьим бульоном с чесноком, пряностями и уксусом. Фатту подают с отварной говядиной и яйцами.

Роз биль шаарея - это вареный рис, в который добавляется обжаренная мелкая вермишель.

Для туристов знакомство с особенностями египетской кухни - это, скорее, развлечение, чем необходимость. Поэтому голодным ребенок в любом случае не останется, даже если ему не понравится или не подойдет новая пища.

Ребенку, который уже питается со взрослого стола, можно предложить многие египетские блюда. При этом желательно за один раз пробовать только одно незнакомое кушанье и сочетать его с чем-то привычным (например, с тушеными или свежими овощами).

Очень острых блюд в Египте мало, но попробовать пищу перед тем, как дать ее ребенку, все же стоит. Самое острое блюдо - фатта, которую еще и заправляют уксусом. Не советуем давать ребенку суп из колоказии. Даже распространенный фалафель может быть слишком пряным, чтобы оказаться на детском столе.

Мясные блюда могут показаться жирными. Хотя в сухом климате Египта жир хорошо усваивается, ребенку не стоит налегать на блюда из баранины.

Напитки для детей

Лучшим напитком в жаркой стране остается вода. В Египте можно пить только бутилированную воду. Но если хочется попробовать что-то необычное, начните с напитка «асыр асаб».

Асыр асаб - это тростниковый сок. Очень сладкий напиток зеленого цвета считается неотъемлемой частью египетской кухни. Для продажи тростниковый сок обычно смешивают с соком других фруктов. Важно: хранить сок нельзя, выпейте его сразу после покупки.

Не заказывайте в Египте напитки со льдом. Лед вполне может быть сделан из водопроводной воды, а это опасно.

Каркаде - чай из цветков гибискуса. Кисловатый напиток, немного терпкий на вкус, хорошо утоляет жажду. В жару каркаде приятнее пить охлажденным.

Шай би ль нана - чай с мятой. Мяту не заваривают кипятком, как обычно, а кладут свежие веточки в уже заваренный чай. Также в Египте туристов угощают бедуинским чаем с лимонником. Кофе также очень популярен в Египте. Здесь его варят с добавлением кардамона. Зийяда - это сладкий кофе, спада - горький, мазбута - кофе средней сладости.

Где попробовать

В туристических городах множество ресторанов, где можно попробовать традиционные блюда Египта. Вкусно готовят и красиво подают еду в ресторанах высокой кухни (там же часто играет национальная музыка). В так называемых бедуинских кафе меню небольшое и подача бесхитростная, но все очень вкусное.

В Египте есть и фастфуд-рестораны, где готовят традиционные блюда. Одни заведения специализируются на продаже фалафеля: горячие котлетки с салатом из свежих овощей продают в мягкой лепешке.

Другие кафе продают исключительно фул - его тоже заворачивают в лепешку. Пироги фатир продаются в кафе под названием «фататри».

В ресторанах отелей редко встречаются блюда египетской кухни. Часто они адаптированные, усредненные, приготовленные без особенных специй. В этом есть и плюс: ребенку, который не любит перемены, не испортит настроение обилие незнакомых блюд.

Желаем вам приятных гастрономических открытий! А как только у вас появится интерес к другим достопримечательностям Египта, загляните в коллекцию семейных развлечений Кидпассажа. Там найдутся варианты экскурсий на любой вкус.

Чем питались древние египтяне? Этот вопрос наверняка интересовал многих людей. Особенно после посещений Египта по путёвке «всё включено»:). Да, конечно, пища много тысяч лет назад отличалась от той, что мы принимаем сегодня. И нынешняя не всегда самая здоровая. Поэтому на самом деле было бы интересно узнать, чем питались древние египтяне, что было включено в их рацион?

Ещё историк Геродот писал, что египтяне питались хлебом из муки грубого помола и называли её силлестис. Самым популярным выращиваемым злаком был эммер (полба-двузернянка). Эммер превосходил обычную пшеницу по количеству минералов и волокон. Хлеб выпекался самых разных форм: в виде животных, рыб, людей и самой разной текстуры; посыпали семенами кориандра и финиками. Хлеба и каши готовились из зерна.

Существовал и особенный продукт, который современные учёные называют «пивным хлебом». Древние египтяне добавляли в пивной хлеб больше, чем обычно дрожжей и выпекали его при низких температурах, чтобы не убивать дрожжевые культуры. Затем уже для изготовления пива этот хлеб размельчали, добавляли воды и оставляли бродить. Согласно другой версии, пиво готовили так: одну часть зёрен ячменя оставляли прорастать, а другую варили, и потом соединяли обе части. Ферменты в пророщенном зерне начинали поедать крахмал, превращая в сахар. Эту смесь процеживали и добавляли дрожжи. Этим методом до сих пор пользуются в Африке.

Свои крепкие напитки древние египтяне изготовляли из ячменя, так как в Египте не рос виноград и не было вин, они употребляли пиво. Рыбу ели сырой, высушенной на солнце или консервированной в рассоле. Последним способом обработки рыбы занимались в основном жрецы.

Из сладостей жители Древнего Египта употребляли мёд, финики, изюм и гранаты, ююба (китайский финик) и сухофрукты. Специи привозились из-за границы, поэтому они в основном появлялись в блюдах богатых людей. Один из египетских иероглифов выглядит, как кероб (стручок рожкового дерева), и означает «сладость». Диких овощей было вдоволь: сельдерей, папирусные стебли и лук, а также семена и корни лилии. Употребляли и тигровый орех. Из бобовых ели горох, фасоль, чечевицу и нут.

Оливковое масло привозилось из Израиля, который соседствовал с Египтом на севере, а другие масла древние египтяне изготавливали сами из семян редиса, сафлора и кунжута. Пищу также готовили на животном жире, баночки с которым найдены в разных местах.

Мясной парадокс

Мясная пища была доступна, в основном, высшим сословиям. Древние египтяне охотились на бегемотов, газелей, аистов, уток, а также на более мелкие виды животных, например, на ежей. Свинину запрещали есть жрецы. Стоит отметить, что в 2014 году проведено исследование состояния сорока пяти мумий египтян, живших между 3500 до н.э. и 600 г. н.э. По анализу атомов углерода учёные установили, что древние египтяне были вегетарианцами. Возможно, мясо вошло в рацион египтян позже, как и у других народов. Рацион их питания состоял из пшеницы, ячменя и небольшого количества проса, и сорго (менее 10 процентов). Удивительно, но, по крайней мере, эти сорок пять мумий не употребляли рыбы, несмотря на то, что жили на берегу Нила. Возможно, это также связано с тем, что это были мумии жрецов, которые в силу духовной службы отказывались от мяса и рыбы.