Как правильно отвечать на бестактные вопросы? Разговор с психологом. Действительно ли психологи задают хитроумные вопросы, чтобы загнать клиента в ступор О чем спрашивает на приеме психолог

У всех нас бывают состояния запутанности. Кто-то путается в мыслях, кто-то в эмоциях, кто-то вообще чувствует себя ежиком в тумане (кстати, мой любимый терапевтический мультик):)

Работая с клиентами, я никогда не придерживаюсь линейной стратегии. Вы - совершенно новый человек с уникальной историей. И даже если мы знакомы 30 лет, За то время, что мы не виделись с вами что-то происходило, вы встречали каких-то людей, о чём-то думали и проживали какие-то чувства. Вы уже не тот человек, что был вчера. Потому немалая часть работы - это исследование вашей истории. Очень часто уже это достаточно, чтобы что-то изменилось. Но есть даже более ранний этап. Это формирование запроса.

"Мне плохо" - это не запрос. Это состояние. И состояние весьма неопределенное. Что значит плохо? А как не плохо? А как хорошо? Вопросов много, и они чрезвычайно важны. Когда вы идёте в магазин за ботинками на зиму - вы представляете себе, что обязательно должно присутствовать в зимних ботинках, не так ли? В психотерапии так же. Чтобы "лечить" это "мне плохо", терапевт должен знать что значит плохо, что значит не плохо и что значит хорошо ИМЕННО ДЛЯ ВАС.

Я предлагаю Вам технику собственного приготовления. Ответив на несколько вопросов, вы сможете понять себя и свою проблему лучше, глубже и целостней. А с этим намного быстрее и эффективнее работать. В качестве иллюстрации привожу отдельные транскрипты из сессий с клиентом. Все данные изменены, а у клиента взято разрешение. Пользуйтесь на здоровье опытом человека, который постепенно побеждает депрессию. Работа с этим клиентом длиться уже два года. Описанные вопросы – это нечто вроде стартовой анкеты, которую я предложила клиенту в устной форме на первой сессии. Информация очень помогла мне, тогда я знаю что происходит с клиентом, как он реагирует на разных уровнях своей психической деятельности, как справляется, и что при этом происходит. Очень большой кусок работы стал более понятным эффективным благодаря этому.

Приступим?

  1. Как вы себя чувствуете прямо сейчас? Что доминирует как проблема - мысль? Эмоция? Поведение? Физическое ощущение? Максимально прочувствуйте то дискомфортно состояние, которое Вас беспокоит. И максимально раскройте его в ответе.
    К примеру, человек в состоянии, близком к депрессии, в моей практике, на этот вопрос отвечал так: сейчас мне тяжело. Эта тяжесть ощущается как физическое ощущение в груди и животе. Там как будто большой тяжелый камень и никто не может прийти и снять его.
  2. Это ощущение возникло у Вас впервые или оно было и раньше? (Возможно, оно длится какое-то время, постарайтесь вспомнить с какого возраста вы его помните)
    Этот же клиент продолжил так: оно со мной, сколько я себя помню. Иногда оно становится сильнее и тяжелее, иногда - остаётся фоном. Я не помню себя без него.
  3. Когда вы думаете/чувствуете/ощущаете/ делаете это (проблему) - что ещё происходит внутри? Возникают мысли? Появляются ощущения и чувства? Вы что-то делаете?
    Клиент отвечал так: Когда есть ощущение тяжести в груди в животе, я начинаю думать о том, как мне не повезло, как я несчастен и одинок в этом мире. Я постоянно куда-то спешу... в этом нет жизни. Но ничего поделать не могу.
  4. А когда развиваются или возникают эти ощущения/ мысли/ чувства/ поведение? Обычно это связано с присутствием или отсутствием людей? С какими-то событиями вокруг? С вашим самочувствием? (Постарайтесь также полный раскрыть эту проблему для себя)
    Кл: Особенно остро это ощущаю, когда остаюсь один и ничем не занимаюсь. Когда у меня есть время, что называется, для себя (горький смех), это самая большая пытка для меня. У меня начинается нечто сродни паники.
  5. Бывало ли когда-то по-другому? Что тогда отличалось?
    Клиент: иногда очень редко, когда это состояние становится фоном, я могу идти на контакт с мамой. У нас с ней бывает очень трогательный разговор, когда она меня слышит, а я это понимаю. Тогда я чувствую себя хорошо. Но потом мне настолько же плохо.
  6. Как вы привыкли справляться с этим?
    Обычно я ухожу в деятельность, начинаю очень много работать. Фактически, работаю все время, которое есть. Иногда я начинаю активно заниматься спортом, либо нахожу себе новое хобби. Сначала у меня бывает очень много энегрии. Но как будто без эмоций.
  7. А что происходит в конце этого пути? (как заканчиваются усилия по избеганию?)
    Чаще всего я заболеваю, либо не могу проснуться утром для новой деятельности. Тогда наступает пустота. (Тут было несколько моих интервенций, относительно развития болезни) ... В какой-то момент я начинаю чувствовать, что больше не хочу так быстро, но остановиться не могу. Это сильное внутреннее борьба и побеждает деятельность, обычно на следующий день поднимается температура, либо падает давление.
  8. Что бы было, если бы вы этого не делали? Как бы вы себя чувствовали? О чем бы думали? Что бы делали? (минимум один из этих вопросов будет иметь ответ)
    Не знаю... наверное я бы просто лежал и смотрел в потолок. Да, я бы просто стал овощем. (...) мне кажется, я бы думал о том, какая я ленивая задница. Я бы злился на себя. А потом была бы пустота.
  9. Если бы вы могли сделать для себя что угодно в этом состоянии, что бы это было? (Именно для себя в этом состоянии, а не для того чтоб его не было). Очень сложный обычно вопрос. Требует обдумывания. Потому я обычно разбиваю его на ряд небольших обсуждений: было ли у Вас такое состоянием когда-то, что тогда было важно, как тогда справились? Если не было - что могло бы быть важным для человека в таком состоянии?
    Один раз я чувствовал себя недостаточно плохо чтобы остаться дома, но почему-то не пошёл на работу. Тогда меня "накрыло" и я думал, что сойду с ума. Мысли затапливали. Тогда я просто лежал и смотрел в потолок. (...) я был один и никто не был нужен. Хотя нет, я бы хотел видеть рядом маму с тем ее взглядом. (...) наверное, важно чтобы кто-то был рядом. Но не сильно близко. Я не справился, внутри я все так же смотрю в потолок. Даже если делаю.
  10. Как бы вы хотели себя чувствовать вместо этого? Какими мыслями бы это сопровождалось? Что бы вы тогда могли делать иначе?
    Я бы хотел остановиться. Я постоянно бегу и одновременно замираю. (...) если бы я остановился - я бы хотел не бояться и не злиться на себя. Чувствоваться себя уверенно и спокойно.

Естественно, в формате диалога это была не одна и даже не пять сессий. Мы долго и глубоко говорили о том, что я изложила тут в десяти пунктах. И в живом общении это звучало иначе. Но суть та же и это очень помогло мне и клиенту построить контакт и контракт. Это два важных компонента в терапии методом транзактного анализа. Контакт - это пространство доверия и безопасности, где клиент может говорить и быть собой, контракт - это договоренности о том, как будет происходить работа и к чему мы движемся. Благодаря такому расспросу, я многое узнала про то, как клиент переживает и справляется, чего он избегает и как он это делает. А это большой кусок работы.

Естественно, что каждый ответ много раз перепроверялся и в ходе терапии трансформировалось принятое в нем решение. Но с самого начала (лично на мой взгляд) задача терапевта - максимально "влезть в шкуру Клиента" и понять, что значит быть им.

Моя наставница однажды сказала важную фразу - "Не забывай, что ты ничего не знаешь о клиенте".

Буду рада, если эта "маленькая" техника поможет вам, Коллеги и вам, уважаемые Клиенты лучше понимать себя и процесс.

Если статья показалась Вам полезной - делитесь ею в соцсетях) Если Вам кажется, что полезной могу быть лично я - !

К ак подготовить ребенка к детскому саду, нужно ли помогать ему с уроками и как быть с детской ревностью? BeautyHack задал пятерым психологам вопросы, которые волнуют каждого родителя.


Лариса Суркова Психолог, кандидат наук, автор 15 книг, мама пятерых детей

Нужны ли детям школы раннего развития?

К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди - пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.

Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются - они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.

Как научиться не срываться на ребенка?

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему - нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).

Можно ли демонстрировать свои чувства при детях?

Можно и нужно! Особенно это важно в воспитании девочек. Про правила воспитания дочек по мнению колумниста BeautyHack Алексея Белякова читайте . Здорово, если папа ухаживает за мамой, обнимает ее, дарит цветы. Так дочь поймет разные функции обоих родителей. Если хотите, чтобы она выросла женственной, не ругайте ее за то, что она взяла помаду и накрасила губы в три года. Это как в старом анекдоте: «Если французская девочка накрасит губы, мама ей скажет: молодец, актрисой будешь! А если советская девочка сделает то же самое, мама скажет: гулящей вырастешь».

Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?

Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.

Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить.

Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, с этой посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду именно сегодня возьмите одноразовую!

В большой семье каждый ребенок должен иметь возможность хотя бы полчаса в день общаться с одним из родителей наедине. Со старшей Машей мы ездим за покупками. Ей это нравится, и мы успеваем пообщаться по рабочим моментам: она помогает мне вести второй аккаунт в Instagram . С Глашей мы общаемся на тему животных. Она сейчас разводит ящериц, поэтому я постоянно навещаю питомцев, слушаю ее истории. Ну а самой маленькой Матреше везет больше всех - ей достаются даже совместные ночи.

Как выбирать школу?

Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Цель 90% наших школ - получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой.

Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны. Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса. Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут. Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Школа - не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа - это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Как готовиться к путешествиям с детьми?

Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок - зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны. Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы. Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».

В целом, детям путешествия полезны. Есть такое понятие «психология положительных стрессов» - их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.


Оксана Бланк Детский психолог «Центра успешных отношений»

Как не вырастить ребенка-эгоиста?

Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.

Как привить ребенку самостоятельность?

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?

Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.

В дошкольный период главный вид деятельности - это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык - около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?

Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.

Нужно ли навязывать детям гендерные роли?

Когда девочки не хотят надевать платья или юбки, мамы усугубляют ситуацию, говоря: «Она как мальчишка!». Если вы расслабитесь, не исключено, что в будущем у вашей дочери появится подруга, которая научит ее носить юбки и платья. Если ваша дочь хочет заниматься мужским видом спорта - в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы это не отразилось на здоровье.

То же самое и с мальчиками. Если ваш сын готовит, поддержите его. Но при этом развивайте в нем мужские черты.

Когда я наблюдаю за играми дошкольников, вижу, что они уже очень четко на интуитивном уровне распределяют социальные роли «пап» и «мам». Избегайте фраз «В будущем ты будешь должен/на…». Никто не знает, как сложится их жизнь. Если мама и папа одинаково участвуют в воспитании детей, они не сталкиваются с гендерными сложностями.

Как быть с детской ревностью?

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей. Комментарий психолога по поводу ревности старших детей к младшим читайте .

Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.

Как рассказать ребенку о разводе?

Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть родителями своему ребенку.

Как вести себя с ребенком после развода?

Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия - один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи. Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.

Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.

В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») - негодяй.

Как воспитывать мальчика, если вы в разводе?

Если до развода ваш бывший муж катался по выходным с ребенком на велосипеде, пусть продолжает это делать (если он не против). Не нарушайте ритм жизни сына. Для него это стабильность, эмоциональный комфорт, символ благополучия. Задача родителей - минимизировать последствия развода для ребенка и, конечно, вырастить уравновешенного, мужественного сына.

Важно, чтобы у ребенка был пример мужского поведения. Это может быть дядя, тренер или даже муж вашей подруги. Сложно осваивать социальные роли, когда нет примера. Можно проводить время с родителями друзей вашего сына.

Как рассказать ребенку о новых отношениях?

И мальчики, и девочки борются за внимание мамы. Поэтому, если у вас новые отношения, будьте готовы к конфликтам. Знакомить детей с новым человеком нужно постепенно, а не «сегодня представила, а завтра сообщила, что вы съезжаетесь». Мужчине нужно найти точки соприкосновения: совместные поездки, баскетбол - важно, чтобы дети почувствовали себя в безопасности.

Другая ситуация: мама не хочет, чтобы дети виделись с папой на его территории, оставались ночевать - у него уже новые отношения. Такую позицию нельзя осуждать. Для ребенка первое время видеть папу с другой женщиной - психологически тяжело. Потому что эта женщина останется для него чужим человеком. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда достаточно взрослые дети (13-14 лет) говорят, что лучшим событием в их жизни могло бы стать воссоединение родителей. Они понимают, что в реальности это невозможно, но это доказательство того, что для ребенка нет более важных людей, чем мама и папа.

Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

Как подбирать развивающую методику в раннем возрасте?

Лучшая развивающая методика - та, которую придумала мама. Мама, как никто другой, чувствует и понимает своего малыша. Никакие Монтессори, Доманы, Вальдорфы не заменят маму и ее интуицию. Все методики хороши по-своему, но ни одна из них не подходит малышам на 100%: один ребенок усидчивый, другой - нет, один - холерик, другой - флегматик, одному по душе творчество, а другому - спорт.

Выбирайте не методику, а сочетание подходов и занятий. Мы играем по системам Монтессори и Тепляковой, используем карточки Домана, перенимаем кое-что из принципов Вальдорфской школы. Почти все я делаю сама: нахожу в интернете тематические комплекты, игры, заготовки, карточки, которые потом печатаю. С ними мы изучаем цвета, времена года, животных. Я провожу тематические недели. Сейчас у нас на кухне море, в спальне - осенняя неделя, а в зале - лесные и домашние животные.

Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?

Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель - не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.

Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.

Как привить ребенку любовь к книгам?

Пример, который подает родитель, - основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.

Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!


Анита Антипова Детский психолог международного образовательного клуба Global Child

Как воспитать в ребенке лидерские качества и не вырастить тирана?

Такая проблема часто возникает у родителей-боссов. В психологических тестах есть такой вопрос: «Когда ты вырастешь, будешь как мама или папа?» Дети, склонные к лидерству и манипулированию и имеющие родителей-боссов, часто отвечают, что будут как папа всеми командовать или как мама отдавать приказы, дословно «говорить, что делать». Это то, что они слышат от родителей. Понаблюдайте за детьми. Обычно такая манера поведения переносится на игрушки. Тут нужно корректировать свое поведение дома и не переносить рабочие вопросы в семью. А ваши лучшие лидерские качества ребенок и так усвоит!

Нужно ли развивать в ребенке перфекционизм?

Детям перфекционистов очень сложно. Ребенку задается высокая планка, всегда нужно соответствовать ожиданиям родителей. Если у него не выходит, появляются страхи и растет внутриличностный конфликт. Например, если тревожно-боязливый ребенок не может дать сдачи, не нужно на него давить и кричать. Интроверт может не хотеть иметь много друзей, в то время как мама стремится перезнакомить его со всем двором.

Советую мамам-перфекционисткам совершенствовать себя и мотивировать детей не на успех, а на совершение небольших, но значимых шагов. Развивайте не свои амбиции, а способности ребенка. Отправляя его на футбол не говорите, что он станет великим футболистом, расскажите, что он научится бегать и станет сильным.


Нина Ливенцова Детский психолог

Как пережить кризис трех лет?

Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним - малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.

Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.

Своими «хочу» ребенок проверяет, как далеко сможет зайти. Найдите «золотую середину!

В семье должны быть «красные» правила, которых малыш придерживается и соблюдает вне зависимости от обстоятельств - чаще всего они связаны с безопасностью. «Условные» правила: их нужно соблюдать, но иногда можно нарушать (конфета перед завтраком, например). «Зеленые» правила - то, что он делает сам всегда и везде: решает, что ему взять на улицу, одевается (выбор зависит от родителей).

Родители должны понять: то, что происходит с ребенком - нормально! Не ждите от него «младенческой» формы поведения - не надо делать все так, как сказала мама. Пересмотрите свое отношение к ребенку и осознайте, что у него есть свои желания, не соответствующие вашим. Дайте ему возможность самому проверить этот мир «на прочность» (разумеется, в рамках безопасности).

Как регировать на детский плач?

Ребенок плачет не из-за того, что вредничает - он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.

Найдите в себе силы не ограничиваться «не плачь» - позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.

Как научиться отказывать ребенку?

Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Общаться с ребенком нужно через «потому что» и «я тебя понимаю». «Я понимаю твои чувства, но не могу тебе купить шоколадку, потому что от нее портятся зубы».

Перед тем, как отказать, подумайте, действительно ли просьба малыша совсем неприемлема, или сегодня это правило можно отнести к «условным». Придерживайтесь выбранной модели поведения.

Ситуация, когда вы говорите «нет», а потом меняете его на «да» гораздо хуже.

Как отучить ребенка есть с гаджетами?

По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.

Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Все зависит от возраста. Первые вопросы обычно появляются в 4-5 лет. В это время говорите на языке ребенка. Здесь ваша фантазия безгранична. Но предлагаю такую схему: у мамы и папы есть клетки, которые соединяются, и ребенок начинает расти у мамы в животике. Это ровно столько, сколько ребенок готов понять.

В энциклопедиях часто эта информация доносится очень деликатно и красиво. Только выбирайте пособия по возрасту. В 6-7 лет ребенку нужны другие книги. Вообще с этим вопросом сын или дочь должны ознакомиться до школы.

Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?

В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.

Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок - это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.

Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.

Если ребенок врет, что делать?

Задача родителей - понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?

Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?

Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение - отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.

Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.

Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.

Многие родители думают, что если не рассказывать ребенку заранее, что в саду он будет без мамы, он легче смирится, когда его поставят перед фактом. Нет! Родители должны объяснить заранее, что в саду малыш будет без мамы и папы. Стресс он испытает все равно, но если подойти к подготовке мудро, процесс привыкания будет менее болезненным. А еще никогда не уходите без прощания и приходите за ребенком в то время, в которое пообещали.

Похожие материалы из рубрики

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Хочу задать вопрос, но боюсь показаться странным и глупым» - подобная мысль наверняка посещала каждого стеснительного человека.

сайт собрал для вас небольшой список вопросов, которые чаще всего не задают люди на первом визите к психологу, хотя им очень хочется это сделать.

1. Как понять, что я начал сходить с ума?

Каждому человеку хоть раз казалось, что он начинает сходить с ума. Подтверждается всего 5 % случаев серьезных психических расстройств, заподозренных пациентами при самодиагностике. Если вы любите разнообразные тесты и вас насторожили результаты, то самым мудрым решением будет посетить кабинет психолога. Если все серьезно, то он вас направит к психотерапевту.

2. Чем отличается психолог от психиатра?

3. У психологов бывают психологические проблемы?

Психологи - это такие же люди, как и их пациенты, и они переживают те же кризисы, конфликты, нервные срывы. Но есть одно большое отличие. Психолог может распознать свою проблему, найти ее истоки и решить. И в случае необходимости он, не откладывая проблему в долгий ящик, прибегнет к профессиональной помощи.

4. Вы рассказываете о своих пациентах друзьям?

От утечки частной информации за пределы кабинета застраховаться невозможно, так как в любой профессии встречаются нечистоплотные люди. Но такие случаи являются исключением. Чтобы быть уверенным, обсудите перед началом терапии границы конфиденциальности со своим психологом.

5. Вы ведь работали с такими же случаями. Почему вы просто сразу не дадите совет?

Работа психолога заключается не в том, чтобы советовать, а в том, чтобы помочь человеку самостоятельно дойти до истинных причин и правильных решений. Советовать невозможно даже в похожих ситуациях. Все люди разные, не может существовать универсального способа решения проблемы, который подойдет для всех.

6. Вы моложе меня, как вы можете мне помочь?

Бытует мнение, что хороший психолог пользуется собственным жизненным опытом. А если ему 32 года, то о каком опыте может идти речь? На самом же деле психолог опирается на обширные теоретические знания о функционировании человеческой психики.

Сограждане осуществляют обычно по двум причинам: если беспокоит психическое здоровье или этого врача необходимо пройти для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Вопросы от коллег или родственников иногда ставят в неудобное положение и вгоняют в краску. «Сколько зарабатываешь? Почему не замужем? Когда уже детей будете рожать?» — кажется, ими можно пытать. Чтобы узнать, как сэкономить силы, правильно ответив на бестактный вопрос, мы обратились к психологу и гештальт-терапевту Егору Синишину.

Егор Синишин
психолог, гештальт-терапевт, коуч, супервизор,
ведущий авторских тренингов и обучающих групп для гештальт-терапевтов

— Я сразу зацепился за слово «бестактный», потому что оно точно передает суть темы. Вообще такт — это уважение к чужим границам, бестактность, соответственно, — наоборот.

Для начала стоит сразу обозначить две вероятности: первая, когда человек делает это преднамеренно, вторая — когда случайно. Вообще мы границы постоянно нарушаем случайно, редко такое происходит осознанно. Понятно, что реакция должна быть умеренной, мол, вот так лучше не делать. Это место для выяснения отношений.

В 90% случаев мы бестактны неосознанно, а только в 10 — понимаем, что делаем. Есть даже отдельная категория людей — пограничники , которые постоянно нарушают личные границы других людей. Хоть психологи называют их слегка эпатажно, но на самом деле с этими людьми в контакте всегда тяжело. Они незлонамеренно делают это, хотя постоянно резки и «на ножах» с окружающими.

И последний вариант — люди, поступающие бестактно осознанно и специально. Они понимают, что «наезжают» на чужие границы. Здесь вопрос не ситуативный, а более длительный. К примеру, когда муж и жена претендуют на общие деньги. Хотя и такие осознанные наезды тоже бывают разными: с целью задеть или по-дружески и так далее.

Как реагировать в случаях таких «наездов»?

— Лучше эту ситуацию разбирать самостоятельно или с кем-то. Подготовиться к ней очень сложно, это возможно, только если она повторяется и у вас уже образовалась определенная защита. Человека особо не поймаешь, когда он может быстро среагировать.

В идеале нужно взять паузу, сказав: «Интересный вопрос», «Знаете, я наверное не готов об этом сейчас говорить», «Мне нужна минутка/час/день». Особенно, если человек не натренирован бестактными вопросами или ситуациями.

Есть ли какая-то формула, чтобы понять самому: нарушаешь ты личные границы человека или нет? Существуют же, например, этические нормы.

— Важно понимать, что этические нормы — это статистическая обработка личных границ. В некоторых случаях я могу говорить о заработке человека, в некоторых — нет. То же можно сказать о личных отношениях, детях и здоровье.

Здесь на первый план выходят даже не общественные нормы, а желание конкретного человека или нежелание говорить на какую-то тему. Если он не хочет, то, естественно, начинает придумывать себе оправдания.

Как поступить, если задает вопрос твой начальник, родственник или любой человек, с которым не хочется портить отношения?

— Первоочередная задача — отодвинуть от своих границ и дать реакцию на суть взаимодействия. Сказать, что этот вопрос не понравился и, главное, чем конкретно.

Это может быть ваша внутренняя жизнь, слишком личная тема, которая не распространяется дальше какого-то узкого круга людей (друзей, жены, коллег).

Если у человека есть какие личные границы, то его задача — делать их видимыми для окружающих: «Этот вопрос входит в зону моей личной жизни, я считаю его интимным». И тогда границы обозначены, обижаться на это или нет — дело сугубо отдельного человека.

Давайте попробуем разобраться на примерах. Вот один из популярных вопросов: «Сколько ты зарабатываешь?»

— Я бы сказал, что такой вопрос указывает на серьезную трансгенерационную проблему, которая перешла нам от наших предков времен раскулачивания. Во многих странах доходами хвалятся, а мы почему-то боимся.

На мой взгляд, такая реакция — сразу запрос на психотерапию, потому что такое «утаивание» может привести к более серьезной проблеме. Если человек зарабатывает честно, не связан с криминалом, то почему подобный вопрос должен вызывать некомфортные ощущения?

В такой ситуации нужно где-то для себя отметить и понять, почему для вас эта тема больная. А потом уже осознать, что в этом месте срабатывает страх, причем он невротического характера. Вряд ли в этот момент есть какая-то реальная угроза.

Если никак не контролировать этот страх, то потом подсознательно человек будет бояться не только отвечать на бестактный вопрос, но и, например, много зарабатывать.

Поэтому сначала нужно защищаться от «наезда» на свои личные границы, а потом сразу же идти и исследовать, почему этот вопрос вызвал такую реакцию. Если знать, чего боитесь, то уже не так страшно.

Еще один не менее редкий пример: «Ты до сих пор не замужем/не женат?»

— Этот вопрос нередко вызывает множество противоречивых внутренних реакций прежде всего из-за того, что человек не очень хорошо себя чувствует в этой теме. Обычно предполагается какое-то давление.

Это дело поколений, когда родители считают своим долгом дожидаться внуков. Жертвам таких вопросов лучше всего иметь какую-то устойчивую позицию: о главных ценностях в жизни, второстепенных и чего вообще от жизни хочется.

«Не хочу пока. У меня другие планы. Я думаю сейчас о...», — лучше в такие моменты заранее иметь свою заготовленную «правду». А когда спросят, ответ уже есть.

Лучшая защита — честный ответ. Можно, конечно, и перевести в другое русло: «А почему сам ты об этом не думаешь?». И это тоже работает.

«А детишек когда ждать? Часики-то тикают!» — тоже один из лидеров бестактных вопросов.

— Здесь то же самое по сути. Если вас есть собственный ответ и понимание, хотите вы детей или нет, то пропадает страх перед такими вопросами. Это ведь важно, чтобы понимать, что вам делать сейчас. Банально даже: пользоваться контрацептивами или нет? Хороший вопрос, пусть и бестактный, но надо же самому понимать, от чего защищаться.

Все, что относится к теме детей, здоровья, секса, брака, — чаще всего вопросы закрытые. Важно уметь говорить «нет», потому что юлить и подменять смыслы мы все умеем — это неэффективно. Отказывать нужно прямо и понятно.

Есть ли какая-то пошаговая инструкцию, как отвечать на бестактные вопросы?

— Первое — нужно готовиться, что такая ситуация может произойти. Второе — дифференцировать, понимать, случайно ли это человек сделал. Или это целенаправленное нападение на вас? Потом уже важно перейти к своей реакции. Если я не могу о чем-то свободно говорить, то нужно поставить в этом месте «галочку». Значит, тут какая-то болезненная реакция и ее нужно проанализировать. И четвертое — взять паузу, чтобы сконструировать свою защиту. И наконец, применить ее.