Как повысить интерес ребенка к учебе. Почему учителю хочется заплакать посреди урока. Причины нежелания учиться

Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию ребенка

Для того чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.

Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

Структура мотивации обучения

Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению : характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.

Интерес - один из мотивов обучения

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен»

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая

· Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное- не получение знаний, а какая-то награда).

· Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:

Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей;

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать плохой отметки и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

· Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.

· Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.

Пример: конструкция - «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция - «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» -- ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми - это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

Положительное отношение к обучению создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Таким образом, учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение.

Способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, и самым важным путем развития является активная многогранная самореализация.

Саморазвитие – это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получают достаточно примеров от взрослых и развивают собственные творческие способности. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Период дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее, в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

Процесс детского развития, обусловленный воспитанием взрослых и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Важно подчеркнуть и выделить два типа детской активности:

1. Собственная активность ребенка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова.

2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым. Он организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными.

Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка со взрослым - носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.

Педагогические условия, обеспечивающие процесс целостной самореализации дошкольника:

· Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

· Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей, обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

· Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

· Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием.

Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, "зажигает искру познания", вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

Литература:

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1979

Чепкасова А.Л. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Программа.-МАОУ СОШ №11.- Томск, 2011

Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1971

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,2008.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2005.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М., 1978.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика,2005


естилетка мечтает о школе. Он хочет скорее вырасти и стать самостоятельным. Школьник – это серьезный социальный статус. «Наконец-то на меня перестанут смотреть, как на несмышленого малыша», — думает он. А еще в школе столько интересного! Ребенок в восторге от того, что скоро пойдет в школу.

Наконец он стал школьником. Новое и интересное через какое-то время становится рутинным и скучным. Домашние задания превращаются в наказание. Груз обязанностей так тягостен, что думается: «Везет же этим малышам! Играй себе сколько захочется, и уроки учить не надо».

Знакомая картина, не правда ли? Сколько детей, совсем недавно с желанием поступивших в школу, начинают относиться к учебе как к неприятной обязанности. И никакие доводы взрослых не способны убедить ребенка, что учиться необходимо.

Добрые родители рисуют перед чадом перспективу хорошей работы, благополучной, удобно устроенной взрослой жизни. «Чтобы быть уважаемым человеком, нужно хорошо учиться. Не будешь учиться, станешь дворником». Столь отдаленная перспектива ничего не скажет детскому уму. А что плохого в работе дворника? Дворник может ходить по лужам, жечь костер, поливать из шланга. Это заманчивее, чем абстрактный образ «уважаемого человека».

Родители не столь добрые (или добрые, но отчаявшиеся) пробуют метод кнута. Он может быть эффективен. Но какова цена этой эффективности? Страх перед плохой оценкой, тревожность придадут учебе отрицательную эмоциональную окраску. Ребенок будет стремиться не к знаниям, а к хорошей отметке, знания в таких условиях будут непрочными. Стоит немного смягчить требования и ослабить контроль, как ребенок бросит учиться.

Два примера (добрых и не столь добрых родителей) демонстрируют собой не что иное, как попытку мотивации ребенка к учебе. Родители используют, как правило, внешнюю мотивацию. Она может быть отрицательной (основанной на страхе наказания) и положительной (основанной на чувстве долга перед семьей, желанием порадовать родителей, получить какое-нибудь поощрение). Грустный факт заключается в том, что никакая внешняя мотивация не обеспечит стойкого, долговременного успеха в учебе, прочных знаний, высокого развития необходимых навыков.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

Виды мотивации

Родители должны разбираться в особенностях мотивации детей младшего школьного возраста, знать, какие виды мотивации встречаются. Эти знания позволят грамотно скорректировать мотивы учебной деятельности ребенка.

Внешняя и внутренняя мотивация

По отношению к ребенку как субъекту учебной деятельности мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешним называется такой мотив, который исходит не от самого ребенка, его собственного интереса, желания. Внешний мотив лежит вне учебной деятельности. Примеры внешней мотивации приведены выше. «Кнут» это или «пряник», не столь важно. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность под влиянием внешнего мотива неустойчива.

Внешнюю отрицательную мотивацию называют еще мотивацией избегания неудач . Ребенок старается избежать плохих отметок (обычно «двоек», иногда и «троек») из-за последствий, которые повлечет за собой такая отметка (наказаний, недовольства родителей, учителя).

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение (похвалу, новую игрушку, денежное вознаграждение). Разновидность такой мотивации — чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, любимого учителя.

У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация . Она побуждает ребенка быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди одноклассников, стать лидером. Престижная мотивация часто встречается именно в младшей школе, поскольку отметка детьми этого возраста воспринимается как мера оценки личности, а не знаний (подробнее об этом чуть ниже).

На первый взгляд, в стремлении быть лучшим нет ничего плохого. Этот мотив способен стать мощным двигателем развития ребенка: он будет добиваться отличных результатов в учебе на пределе своих способностей и трудолюбия.

В то же время нравственная составляющая личности в этом случае искажается. Ребенок становится индивидуалистом, начинает пренебрежительно относиться к отстающим, не таким успешным сверстникам. В ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость, использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту (так называемая нездоровая конкуренция). Мотивационная сфера – ядро личности, и подобный опыт, закрепившись, может стать свойством личности, чертой характера.

Престижную мотивацию не следует путать с мотивацией достижения успеха – желанием ребенка правильно выполнить задание, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действия приносит удовлетворение. Это немного подросший вариант мотива «Я сам»: ребенок получает удовольствие от того, что он смог, у него получилось, и получилось хорошо.

Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать.

Обратите внимание на одну тонкость. Мотивация престижа находится как бы на границе внешних и внутренних мотивов деятельности. Ребенок осознает такой мотив как свой собственный, но мотив этот все-таки не учебный. В случае с мотивацией достижения успеха мотив уже целиком принадлежит самой деятельности, хотя и относится только к ее результату.

Самой ценной признается мотивация познавательная . И своим содержанием, и своей направленностью она целиком находится в учебной деятельности. Ребенок испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше. Ребенок проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие.

Познавательная потребность свойственна человеку от природы. Всем известно, как любопытны малыши. Детей постарше эта потребность заставляет приставать к родителям с многочисленными «зачем» и «почему». Если родители в дошкольном возрасте поддержали стремление ребенка к познанию нового, стремились использовать то, что узнает ребенок, в игре и практической жизни, сами имеют широкий круг интересов, то первоклассник пойдет в школу с хорошей базой для развития интереса к учебе.

Следует отметить, что потребность и интерес – не одно и то же. Потребность – более глубокий побудитель к действию, но непосредственный импульс к началу действия исходит именно из интереса. Можно сказать, что потребность порождает интерес. То есть, без познавательной потребности не может возникнуть интереса к учебе.

Потребность и интерес в совокупности составляют мотив (мотивацию) действия.

Познавательная мотивация включает в себя три обязательных составляющих:

  1. Положительную эмоцию к знаниям и процессу «добывания» знаний (к учебной деятельности).
  2. Наличие «радости познания» в структуре этой эмоции.
  3. Мотив, заключающийся в самой деятельности.

Под таким мотивом понимается что-то в самой деятельности, побуждающее заниматься ею независимо от других причин. Это «что-то» обычно называют интересом. Другие мотивы (долга, принуждения) могут помочь возникновению интереса или подкрепить его, но сами по себе его не определяют.

Итак, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и умения учиться.

Структура мотивации первоклассника

Младший школьный возраст – ключевой в формировании познавательной мотивации к учебе. Вместе с тем очень немногие дети поступают в школу хотя бы с прочной базой для ее формирования. Почти у всех детей (до 80%) мотивация игровая, а познавательный мотив, если и возникает, то эпизодически, одномоментно. Он угасает, как только исчезает внешний раздражитель (к примеру, закончится урок).

Поначалу мощными мотивирующими факторами выступают одобрение учителя и отметка.

Авторитет учителя

Вряд ли когда-либо какой-нибудь еще человек в жизни ребенка будет обладать в его глазах такой полнотой знаний, опыта, авторитета, как первый учитель. Первоклашке не придет в голову ослушаться учителя: все его требования выполняются беспрекословно. Первоклассник не будет размышлять о том, зачем делать то-то и то-то, нужно ли это на самом деле. Даже неинтересное задание он будет выполнять старательно, если того требует учитель.

Учитель – некий недосягаемый идеальный образ, мнение учителя для ребенка – истина. У такого положения вещей есть свои минусы (ведь встречаются и плохие учителя), именно поэтому родителям рекомендуют ответственно подходить к выбору первого учителя. Но в авторитете учителя есть и один большой плюс: от него можно оттолкнуться, чтобы направить деятельность ребенка в сторону развития познавательного интереса. Хороший учитель владеет множеством приемов для этого:

  • Он создает в классе положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия, он доброжелателен к ученикам, внимателен, умеет вовремя прийти на помощь, ободрить, поддержать. Без должного эмоционального настроя невозможно получить удовольствие от деятельности. Важно, чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость учебы.
  • Учитель создает ситуацию успеха; при этом подходит к каждому ученику индивидуально, в зависимости от его сильных и слабых сторон. Ситуация успеха повышает самооценку ученика, закрепляет положительный эмоциональный настрой на урок.
  • Речь учителя яркая, эмоциональная, занимательная, сама по себе привлекает внимание учеников.
  • Учитель использует необычные формы подачи материала (но не слишком часто): дискуссию, эвристическую беседу, проблемную ситуацию, исследование, соревнование, коллективную (групповую) работу, игру. Такие формы стимулируют интерес к учебе, особенно когда они уже известны детям и предвкушаются ими.
  • Держит «обратную связь» с учениками, чтобы вовремя скорректировать непонятный или неправильно понятый учебный материал.
  • Новый материал изучает с опорой на уже известное ученикам, связывает новое с жизненным опытом детей, подчеркивает практическую значимость изучаемого материала, показывает способы его применения. Использует межпредметные связи там, где это возможно.
  • Учитель постепенно включает класс в оценочную и стратегическую деятельность. С точки зрения стратегии учит ставить цели и учебные задачи, искусственно создает дефицит знаний, который дети должны восполнить сами, предоставляет выбор заданий. Оценочная деятельность касается работы класса в целом и самого ученика.
  • Учит ребенка видеть ошибки и исправлять их, в том числе непосредственно в процессе выполнения задания. Учит тому, как не совершить ту же ошибку снова.
  • Занимается развитием тех качеств, которые способствуют укреплению познавательной способности: памяти, воображения. Ставит задачу не просто научить, но развить мышление детей средствами своего предмета.
  • Щедро поощряет ребят, не только отметками, а словесной похвалой.

В совокупности эти методы и приемы разовьют интерес ребенка к учебе и научат его учиться. К окончанию средней школы, когда личность учителя несколько утратит абсолютную значимость, познавательная мотивация займет место внешней положительной мотивации.

Отметка

Отметки в начальной школе, как правило, вводят со второго полугодия первого класса, либо со второго класса. Это правильно. Дети не осознают объективную роль отметки. С точки зрения младшего школьника отметка лишь в последнюю очередь измеряет качество его знаний, качество выполнения того или иного задания.

Отметка может восприниматься:

  1. Как оценка личности ребенка. «Мне поставили пятерку, значит, я хороший, двойку – я плохой», — так думает ребенок.
  2. Как отношение учителя к себе. «Меня учительница любит, вот и ставит пятерки, а Коле ставит тройки – Коля ей не нравится».
  3. Как оценка старательности, усилий, затраченных на выполнение задания. «Я так много написал, я старался, а получил всего лишь тройку. Это несправедливо».
  4. Как средство повышения престижа. Первоклассники оценивают друг друга при помощи отметок. Тот, кто учится лучше других, обладает большим авторитетом.

Подобное восприятие отметок может сохраняться вплоть до окончания младшей школы, и совершенно точно оно доминирует среди учеников 1-2 класса. В некоторых системах образования отметки появляются только в средней школе. В нашей системе хорошо делают те учителя, которые ставят отметку не только за отдельный ответ (задание), но за несколько ответов, так называемую «работу на уроке».

Взрослым необходимо осторожно подходить к отметкам. Младшеклассники сильно расстраиваются из-за плохих отметок, не следует добавлять к ним наказание или осуждение родителей. Интерес к учебе может угаснуть.

Что должны делать родители

Обычно ребенок приходит в школу положительно мотивированным. Он хочет учиться. Это желание пока не связано с глубокой личностной потребностью в получении знаний. Усилия взрослых должны быть направлены, с одной стороны, на формирование мотивации достижения успеха, и на развитие познавательной мотивации, с другой стороны. Такова правильная структура учебной мотивации. В норме она должна быть сформирована ко времени окончания младшей школы.

Несмотря на то, что огромная роль в развитии учебной мотивации отводится учителю, родителям нельзя самоустраняться в этом важном вопросе. За ребенка отвечают, прежде всего, родители, а не школа.

Родители способны помочь своему ребенку, даже если ему достался не самый высокопрофессиональный учитель начальных классов. Для этого требуется обратить внимание на эмоциональный фон и образ жизни семьи, совместное выполнение домашних заданий, контроль работы учителя и школьных занятий ребенка.

Обстановка в семье

Не секрет, что познавательные интересы нередко формируются стихийно. Вовремя оказываются рядом отец или мать, кто-то из родственников знакомит ребенка со своими занятиями, попадается нужная книга, появляется талантливый учитель. Может быть, не стоит доверять такую важную вещь воле случая?

Чтобы ребенок был любознательным, семья, в которой он растет, должна эту любознательность поощрять и развивать. Когда в дошкольном возрасте маленький почемучка надоедает родителям вопросами, от них нельзя отмахиваться. Следует так, чтобы стимулировать его интерес к окружающему миру.

Образ жизни родителей оказывает решающее влияние на интерес ребенка к познанию нового и в школе. Если родители отдыхают после работы около телевизора, молча просматривая очередную развлекательную передачу, не разговаривают друг с другом об отвлеченных предметах, не интересуются ничем, кроме денег и работы, — не стоит ждать, что ребенок проявит тягу к знаниям. А ведь некоторые родители прямо высказывают свое жизненное кредо: главное – не знания, а связи, успех в жизни не зависит от затраченных усилий (кому как повезет), деньги решают все.

Другое дело, когда родители сами ценят знание и тянутся к нему. Неважно, насколько они развиты и образованы, каков материальный достаток семьи, важен сам подход родителей, их отношение к знаниям и образованию.

Родителям тех детей, у которых при должном семейном тоне интерес к учению все-таки невысок, можно посоветовать несколько «хитростей»:

  • Присмотритесь к ребенку. Заметьте что-то, пусть не в области школьных программы, что его хоть немного интересует. Если такое занятие найдется, продумайте, как укрепить этот интерес. Бывает, что ребенку нужна простая практическая помощь (записать его в художественную школу, к примеру), а сам он не догадается об этом попросить.
  • Если и такого интереса не находится, то нужно устраивать «пробы интереса». Предлагать ребенку какое-нибудь новое занятие и присматриваться, насколько оно пришлось по душе. Не подошло одно занятие, предложить другое, третье, и пробовать до тех пор, пока интерес к чему-то не проявится. После этого поддержать интерес.
  • Увлекайтесь вместе с ребенком. Взрослые думают, что знают все на свете, а это далеко не так. Ваш искренний интерес способен заразить ребенка. Пусть даже это занятие не будет связано с учебой. Главное, чтобы ребенок почувствовал радость познания нового, вкус успеха. Эти радость и вкус потом можно будет перенести в школьную деятельность.

Иногда родители делают ошибку, пытаясь навязать детям собственные интересы, то, что они сами не реализовали в детстве. Следует помнить, что ребенок не обязан повторять родителей.

Выполнение домашнего задания

Все ответственные родители в первом-втором классе школы (а некоторые и дальше) помогают детям с домашним заданием. Они делают правильно, потому что в этот период закладываются азы не только верной мотивации, но и навыков учения.

Несколько советов, к которым стоит прислушаться, чтобы формировать у ребенка познавательную мотивацию и мотивацию успеха при выполнении домашнего задания:

  • Стройте занятия дома по принципу сотрудничества. Вместе с ребенком пытайтесь вникнуть в суть проблемы, задачи, почувствуйте интерес к ней, подумайте, как задачу можно использовать в повседневной жизни, расскажите ребенку о своих наблюдениях.
  • Познакомьтесь с понятием « », используйте его в занятиях. Вкратце, это значит, что нельзя оставлять ребенка наедине с заведомо непосильными для него задачами; в то же время текущее задание всегда должно включать в себя что-то, слегка превышающее возможности ребенка.
  • Не ленитесь объяснять материал столько раз, сколько это требуется. Отвечайте на все вопросы ребенка, которые возникают по ходу выполнения домашней работы. Поощряйте вопросы, сами задавайте их.
  • Не выражайте недовольства, не высмеивайте ребенка, если он кажется несообразительным, невнимательным, неряшливым. Будьте терпеливы. Определите, какие качества мешают ребенку учиться лучше и займитесь развитием этих качеств. Существует множество интересных , памяти, воображения, их можно предложить ребенку в свободное время.
  • Не оценивайте личность ребенка, оценивайте его усилия, затраченные на задание. Никогда не сравнивайте ребенка со взрослыми, братьями/сестрами, одноклассниками. При необходимости сравнивайте с ним же самим, но в более раннем возрасте, или новые результаты с прежними.
  • Хвалить ребенка тоже нужно с умом. Не следует хвалить его способности или его самого как личность. Хвалите ребенка за затраченные усилия, за упорство, внимание, силу воли, старание.
  • Учите ребенка планировать, предвидеть результат. Просите объяснять свои успехи и неудачи. Развивайте навык самоконтроля.

И самое главное – положительный эмоциональный настрой. Без него невозможно формирование мотивации успеха. Несмотря ни на какие трудности, ребенок должен быть уверен в себе и своих силах.

Контроль

Очень важно быть в курсе школьных дел ребенка, иметь представление о том, что происходит в классе, каков стиль общения учителя с детьми. Первоклассник вряд ли сможет рассказать об этом подробно, да и не всегда ситуация допускает непосредственного участия в ней ребенка.

С первых дней школы жизненно необходимо наладить прочный контакт с учителем. Принимая во внимание, что учителя бывают разные и по квалификации, и по своим личным качествам, общая рекомендация – проявить максимум доброжелательности, сдержанности, тактичности. Не стоит давать понять учителю, что вы лучше разбираетесь в воспитании. Воздержитесь от советов относительно содержания и формы обучения, тем более что повлиять на них у родителей все равно не получится. Продуктивнее будет занять позицию сотрудничества: и родители, и учитель заинтересованы в качестве знаний ребенка. Это та точка соприкосновения, на которой следует построить взаимодействие.

Обсудите с учителем стратегию занятий, причину неудач ребенка. Попросите его высказать мнение о способах преодоления трудностей. Спросите его совета. Такая тактика даст лучший результат, чем критика и риторические вопросы в стиле «Мой ребенок был хорошо развит и подготовлен к школе, почему же теперь он не успевает?».

Встречаются и конфликтные ситуации. В крайнем случае, когда родители уверены, что учитель некомпетентен, его действия наносят вред психическому здоровью ребенка, стиль ведения урока отбивает не только желание учиться, но даже ходить в школу, лучше перевести ребенка в другой класс (другую школу).

Если такой возможности нет, отчаиваться не стоит. Тягу к знаниям могут привить и сами родители. А уж если она появилась, то будьте спокойны, она найдет способ проявить себя. Пройдет время, ребенок перейдет в среднюю школу, где уроки ведут разные учителя-предметники. Книги, кружки, интернет: современный мир предоставляет людям массу альтернативных возможностей образования. Возникнет тот или иной вариант компенсаторной мотивации : малые успехи в школе компенсируются успехами в другой, внешкольной деятельности.

Какой бы сложной ни была ситуация, ребенок, у которого сформирована познавательная мотивация, не доставит больших хлопот в школе в подростковом и юношеском возрасте. Да, он не получит от учебы большой пользы, не будет учиться в полную силу. Но тяга к знаниям, умение учиться – это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом «Как мотивировать ребенка к учебе?»

Какой бывает мотивация

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева «Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться»
  2. Э. Галински «Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех»
  3. Дж. Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
  4. Н. Титова «Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП»
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева «Психология мотивации студентов»
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов «Мотивация и самоопределение в учебной деятельности» (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева «Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников» (для педагогов и психологов)

В процессе формирования интересов в обучении особую сложность представляют ученики, которые испытывают неудачи в учении. Эти неудачи являются психологическим барьером к становлению интереса, активности и самостоятельности.

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, процессов (эффектный опыт, яркий факт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание:

  1. Занимательность. Связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у школьников ориентировочные действия непосредственно. Сила этого средства особенно сказывается в коллективах, не приученных к интенсивной умственной деятельности.
  2. Игровые процессы. В обучении можно также считать средством интереса к обучению, но их потенциал более значителен по сравнению с занимательностью, так как ученик сам включается в деятельность, накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи.
  3. Наглядные приёмы обучения . Вызывающие интерес учащихся также можно отнести к использованию познавательного интереса как средства обучения. Наглядные приёмы могут осуществлять своё влияние на мотивацию интереса.

Причины снижения интереса

Неоспорим тот факт, что отношение к учителю в школе у старшеклассника становится не столь ревностным, каким мы его видим у младших школьников и подростков. Естественно, это доставляет немало огорчений и учителям и родителям. У старшего школьника притупляется чувство ожидания новизны, связанное с обучением в школе. Со школой теперь соперничают многие средства массовой информации: радио, ТВ, пресса, Интернет и т.д., из которых выросшие школьники выбирают именно то, что лежит в сфере их познавательных интересов.

Только постоянный поиск нового, систематическое совершенствование процесса обучения, передового опыта, анализ причин недостатков в избранных путях – есть единственно правильный выход в теории обучения и деятельности учителя.

Старшеклассники выражают своё отношение к этой проблеме так:

  • «Неинтересно заниматься, когда задают много на дом»
  • «Учителя думают каждый только о своём предмете» и т.д.

Учителя делают это не из злого умысла, а из добрых побуждений, а у учеников эти побуждения, преломляясь, вызывают множество негативных характеристик: верхоглядство, безответственность, равнодушие, негативизм. И кроме этого формируется психологический барьер между учеником и учителем.

Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по формированию интересов слабоуспевающих факт немаловажный.

Чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи активная позиция слабоуспевающего ученика обеспечивается: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.

Стремление школьников к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, надо стараться выбирать такие моменты, когда учитель уверен в положительном результате деятельности ученика.

Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему ученику в свои силы, учителя могут обратиться к приёму авансирования доверия . Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (подготовить таблицу к уроку, найти сообщение и т.д.). С этого может измениться отношение к предмету, вызовет у ученика чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие.

Опора на интересы учащихся позволяет связать процесс учения с волнующими их делами и опытом учащихся.

Важным средством коррекции взаимоотношений слабоуспевающих и учителей, стимулом развития познавательного интереса является поощрение . Отстающие в учении подростки привыкли за результаты своей деятельности чаще всего выслушивать наставления и нарекания учителей. Но слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Учителям необходимо помнить, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Даже малейшие сдвиги в учении таких учащихся надо замечать и отмечать.

Формирование мотивации учения – огромная проблема современной школы. Мотивация включает в себя много разных побуждений. Возрастные особенности при этом надо не только учитывать, но и из ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАДО ИСХОДИТЬ С САМОГО НАЧАЛА.

Стимулы, применяемые мною на уроках технологии:

  • оценка, запись благодарностей в дневник, словесное поощрение, групповая работа, назначение консультантов (помощников учителя), выставка лучших работ, юмористическая минутка, физкультминутка, психологический настрой на урок, практическое применение знаний в жизни;
  • разноуровневые задания, дозированные домашние задания, сравнение результатов с прошлыми, проблемно – поисковая ситуация, элементы соревнования и ВСЕГДА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ УЧИТЕЛЯ.

Стимулирование познавательной деятельности [«Завуч» №8, 2003г.].

Стимулы:

  1. Оценка.
  2. Словесное поощрение.
  3. Групповая работа.
  4. Назначение консультантов.
  5. Выставка лучших работ.

5-е классы - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка.

6-е классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки.

7-е классы – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированные домашние задания, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Мнимые стимулы: обещание поставить «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

СТИМУЛЫ I ПОРЯДКА:

«Поощрение деятельности учащихся».

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала (молодец, умница и т.д.).
  4. Перспективы (практическое применение знаний в дальнейшем).
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение задания (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителями.
  10. Положительный пример.

СТИМУЛЫ II ПОРЯДКА:

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижений учащегося на родительском собрании.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.
  10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

СТИМУЛЫ III ПОРЯДКА

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарностей в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока (четверти, года).
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат деятельности учащегося.

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Особое внимание в этой связи хотелось бы уделить возможностям сети Интернет. В большинстве случаев глобальную сеть используют как дополнительный источник информации, не используя в полной мере других его потенциальных образовательных возможностей. Вместе с тем, Интернет сегодня является актуальным средством коммуникации, предоставляя широкий спектр возможностей организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих не только содержанием, но и самим процессом коммуникации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть в рамках специально организованного исследования возможностей Интернет-взаимодействия как средства развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
  2. Тарасова Е.И. Педагогическая мастерская по технологии. «Школа и производство», №4 2002.
  3. «Завуч»,№8 2003.
  4. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm